Художники

Владимирской школы

Другие

художники

Главная » Полезная информация » О Подольских художниках

Другие

статьи

Мир Николая Владимирова. Художник с Никологалейской. Владимирская Школа Пейзажной Живописи Ким Николаевич Бри­тов (ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ХУДОЖНИКЕ) Pассказ о великом Владимирском живописце Владимире Юкине. Владимирский живописец Юкин. История владимирской школы живописи. Ким Бритов: «В каком красивом мире мы живем!» Живописец Ким Бритов Интервью с Председателем Владимирской организации Союза художников России, Черноглазовым И.А. Ким Бритов: "Подвиг разведчика" О Подольских художниках Художники владимирской земли Духовное пространство и птичьи хороводы на рассвете. Юрий ШАТАЛОВ, соб. корр. Владимир.

О Подольских художниках


Из книги Валентины Алексеевны Спирияновой «Из рассказов о Подольских художниках» ... отрывок из будущей книги о Подольских художниках. Композиция ее свободна и определяется названием: Из рассказов... Будем складывать ее, как мозаику, поскольку жанр история нам представляется слишком монументальным. На судьбе каждого из нас и наших предков лежит печать времени, и свидетельства его, представленные автором, возможно, заинтересуют и наших потомков

Из книги Валентины Алексеевны Спирияновой

«Из рассказов о Подольских художниках»

Эта отрывок из будущей книги о Подольских художниках. Композиция ее свободна и определяется названием: Из рассказов... Будем складывать ее, как мозаику, поскольку жанр история нам представляется слишком монументальным. На судьбе каждого из нас и наших предков лежит печать времени, и свидетельства его, представленные автором, возможно, заинтересуют и наших потомков.

Я родилась в Подольске, здесь жили мои родители, отсюда ушел на фронт мой отец, политрук Спирянов Алексей Михайлович, погибший в 1942 году под Ленинградом. Здесь живет моя семья, и немодное сейчас слово патриотизм не стало для меня воспоминанием.

27 июня 1977 года в городе был открыт крупнейший в Подмосковье Выставочный зал, где я работаю с момента основания его, сначала директором, а с апреля 1996 года - заместителем директора по научной работе. Сведения о художниках получены мною не столько из публикаций (их мало, нет систематических данных), сколько из воспоминаний старых художников, записанных мною, или при общении в процессе работы по организации выставок в нашем зале. Завершением работы, начатой как выставочная практика, я считаю создание городской картинной галереии написание книги.

Начало..

Самое время сейчас зафиксировать уходящий пласт культуры, на наших глазах ставший историей. Совершенно изменилась ситуация: художники, думается, надолго, а может, и навсегда, лишились государственного заказа, мощной субсидии, активно поддерживавшей не только изобразительное искусство. Тогда картина предназначалась для общественных центров. Она обладала громким голосом, пафосной интонацией, делала зрителя частью сообщества, гражданином. Теперь заказчиком становится частное лицо, живопись предназначается для жилого помещения. Ситуация изменилась кардинально. Старые мастера часто не могут перестроиться. Их целью все еще остается выс- тавка как венец творческого процесса, а не как возможность реализовать свои работы. Произведения высокого художественного качества, не востребованные нами, раскупаются зарубежными коммерсантами от искусства по самым низким ценам. Противопоставить процессу вымывания национального достояния мы можем музеефикацию пласта уходящей эпохи.
Как говорил Симон Ушаков: сохранить память поживших, времен свидетельства.

К 70-м годам наш город стал таким же художественным центром, как, скажем, Гарлем или Дельфт в Голландии 17-го века. Правда, 40 лет расцвета в Голландии (1630-1670-е годы) были завершением длительного процесса, тогда как наша ситуация может восприниматься как начало формирования профессиональной культуры города. Разница серьезная. Однако срок в полвека заслуживает внимания, своей истории, а поскольку профессиональная культура индивидуальна, то и разговор пойдет о некоторых именах, выбор которых чаще оп- ределяется личным пристрастием автора. В оправдание можно указать лишь на то смягчающее обстоятельство, что автор любит художников Подольской земли и радуется успехам каждого.

А теперь немного истории.

* * *

О Подольских художниках

«В Подольске жили, живут до сих пор или работали в Подольской художественно - производственной мастерской действительные члены Академии художеств СССР, Народные художники СССР, лауреаты всех возможных премий братья Алексей и Сергей Ткачевы, член-корреспондент Академии художеств СССР, Заслуженный художник РСФСР Станислав Михайлович Никиреев. Он имеет и еще один неофициальный титул: "Лучший офортист России". Этот ряд продолжает член-корреспондент Академии художеств России, Заслуженный художник России Альбина Георгиевна Акритас, Народный художник РСФСР Евгений Иванович Самсонов, Заслуженные художники РСФСР Николай Николаевич Данилин и Рашит Горифович Максютов, Заслуженные художники России Вадим Сергеевич Бобров и Евгений Павлович Лаврентьев, дипломанты Академии художеств Виктор Юрьевич Каулин и Анатолий Александрович Любавин. При этом Сергей Петрович Ткачев на протяжении многих лет возглавлял Союз художников России, а Евгений Иванович Самсонов - Московский областной союз. Получается, что "под нами" и вся Россия, и вся Московская область "ходили". Работы наших художников побывали на всех континентах - персональные и международные выставки, бьеннале. Они приобретены Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем и многими музеями "от Москвы до самых до окраин".

Профессиональная культура, изобразительное искусство в частности, появились в городе еще до войны в самом значительном тогда центре - в клубе имени Лепсе. Здесь работал театр Крымова, располагалась музыкальная школа, крупнейшая библиотека города, работали различные кружки самодеятельности, спортивные секции. Здесь, в фойе перед кинозалом, разместиласьв1936 году знаменательная для нас выставка картин. В ней приняли участие учителя рисования и черчения В.А. Евдокимов и М.М.Каталымов, учитель математики Г.Сангурский, хирург местной больницы Н.И.Маштаков. Инициатором и главным участником выставки был профессиональный художник Василий Семенович Белобородов, о котором среди художников еще долго жили легенды. Художники наши были уверены, что он закончил не меньше, чем Академию художеств в Петербурге, был обладателем Гран-при за одну из своих скульптур на выставке в Париже. Над ним сиял ореол профессионализма! Нам удалось установить, что В.С. Белобородов был выпускником Пензенского художественного училища и окончил его не блестяще. Родился Василий Семенович в Москве в 1878 году. Училище закончил в 1905. Из воспоминаний старожилов Александровки известно, что после Первой мировой войны он вместе с матерью, отчимом П.П.Левицким и двумя сестрами поселился в собственном доме в Александровке, где и прожил оставшуюся часть жизни. Умер он в 1940 году. Похоронен, скорее всего, в Москве. Это был разносторонне одаренный художник: он писал портреты, был серьезным рисовальщиком, интересным скульптором. Роль В.С. Белобородова не ограничивалась организацией выставок. Он не был руководителем студии, но многие начинающие художники так или иначе соприкасались с ним. Он приходил в клуб Лепсе на занятия студии, к нему приходили в Александровку показать свои работы, услышать совет, получить наставление...

Великая Отечественная война не оборвала тонких нитей: уцелели и вернулись в город наши солдаты-художники. В 1946 году возникло первое в Московской области творческое объединение художников: профессионалы из Царицына, Текстильщиков (тогда это не было Москвой), Серпухова, Подольска. Центром стал Подольск.

Профессия художника была для горожан экзотической, и люди относились к ней настороженно. Вот что рассказывал о себе Заслуженный художник РСФСР Рашит Горифович Максютов, выросший в Подольске в многодетной семье рабочего механического завода: "Я занимался в художественной студии Дома пионеров (сейчас на месте небольшого двухэтажного дома, где располагался Дом пионеров, стоит выставочный зал). Отец не придавал этому значения. Но когда я заявил, что хочу стать художником, все мои причиндалы полетели в печь. Отец сжег все: и рисунки, и краски, и карандаши". Помещение для студии художникам отвели в клубе Лепсе, а первую выставку они решили сделать... в буфете! Максим Никитович Ефимкин, рассказавший об этой выставке, объяснил это так: "Мы повесили картины там, куда люди ходят. Никто не надеялся, что горожане специально придут на выставку". А ведь выставка 1936. года была размещена перед входом в кинозал. Так началась жизнь первого в Московской области профессионально-творческого кооперативного товарищества работников изобразительного искусства. Возглавил его Иван Андреевич Алдошин (1917-1975 гг.).

Художники зарабатывали на оформлении города к праздникам (раньше нанимали москвичей), принимали заказы от населения. В основном это были копии с работ известных художников. Принимались заказы и от предприятий. Одновременно шла целенаправленная творческая работа. Вот что рассказывал о работе студии Максим Никитович Ефимкин: "В студии установили "творческую среду" с обязательным посещением. По средам к нам приезжали преподаватели из Москвы. Из училища 1905 года - М.В.Добросердов и С.Григорьев, уже известные мастера Соколов-Скаля, Павел Радимов, Китайко. Давали консультации на просмотрах. В среду проводили выезды на этюды. Ехали в колхоз - прямо в поле, на завод - в цех. Там работу дня выставляли на обозрение, обсуждали. Лучшее каждый стремился показать во время приезда гостей: можно было попасть на творческую дачу, своеобразную Академию художников. Ежегодно(!) каждый делал творческий отчет - пусть маленькую, но персональную выставку.

Выставки эти уже вызывали интерес зрителей. Появилась информация о художниках в местной газете. После Первого Съезда художников СССР в городе учредили День художника. Летом в городском парке проводилась лотерея, на которой разыгрывались картины, шел концерт на летней эстраде, проводилась викторина. В городском кинотеатре давали фильм о художнике.

В начале 50-х годов работы подольчан прошли уже на республиканскую выставку: А.И. Чалов, Н.Н Данилин, М.Н. Ефимкин, И.Н.Аристов, И.М. Морозов. Откуда на всесоюзную выставку были отобраны "Спасение знамени" И.Н. Аристова, "Комсомольская молодежная" Н.Н. Данилина, "Ленин в Подольске" М.Н. Ефимкина. Участники всесоюзной выставки были приняты в Союз художников сразу, без кандидатского стажа.

Тогда же в коллектив пришли выпускники художественных вузов: братья Ткачевы, Валентин и Георгий Васильевы (однофамильцы), Рашит Максютов из студии Грекова, Ю.В. Матушевский, Е.П. Лаврентьев, Е.И. Самсонов, Е.Н. Косничев. Из художественного училища Памяти 1905 года - В.А. Дианов, В.В. Вышлов, Ю.И. Васильев, И.К.Собакин, из Владимирского училища - В.С. Бобров, из Орловского - В.А. Сафонов.

Появилась группа монументалистов, которую возглавила выпускница Львовского художественного вуза Р.Н. Тихонова. До сих пор это цвет наших художников".

Сказано и записано мною лет 20 тому назад. Многое с тех пор изменилось: "Иных уж нет, а те далече..."

В 1963 году окончились мытарства художников, когда они писали картины под лестницей в клубе Лепсе, в подсобном помещении ГАИ, в снятых на время жилых домах. Художественный фонд построил для них четырехэтажный дом с мастерскими, выставочным залом, административными помещениями. Вскоре появились мансарды на улице Свердлова. Коллектив художников стал крупнейшим в Московской области. Сюда потянулись творческие силы: появились художники по металлу, керамисты, художники по стеклу, графики, ювелиры. Только членов Союза художников у нас было около восьмидесяти. Если вспомнить, что в Подольске работал крупнейший в области отряд архитекторов, то станет понятно, что мы могли многое, но возможности наши оказались не востребованы городом. Едва успевали строить по типовым проектам жилье. Украшать было некогда, а, возможно, и не на что.

27 июня в крупнейшем теперь уже промышленном центре Подмосковья был открыт выставочный зал. Когда мы отмечали 20-летие зала, подсчитали - весь город побывал у нас трижды. Зал работает профессионально: экскурсии ведутся с первой же выставки, читаются лекции, разработанные нами. Проходит до 20 выставок различного профиля ежегодно.

В 1995 году по инициативе зала был создан совет картинной галереи города, куда вошли представители администрации города (И.В. Герасимов, А.М. Дюбанов), художник Е.И. Самсонов, Н.Н. Данилин, В.С. Миронов, В.Ю. Каулин, Р.Н. Тихонова и, тогда директор зала, автор этого текста. Были отобраны живописные произведения, графика, скульптура почти всех подольских художников.

Стараниями нового директора зала Владимира Николаевича Астанина закуплены первые работы ветеранов войны, а затем, по согласованию с А.М.Дюбановым, нашим куратором от администрации, стали планомерно закупать работы с персональных выставок. Сейчас в составе картинной галереи около 120 работ (живопись, графика). Конечно, нет специального помещения для экспонирования, и запасники наши плохо приспособлены для хранения, а галерея наша, на которую мы рассчитываем, не совсем хороша для такого важное и долгого дела. Но мы думаем что начало - половина дела.

Из книги Валентины Алексеевны Спирияновой « Из рассказов о подольских художниках» 

Перейти на главную страницу // Вернуться к статьям