Художники

Владимирской школы

Другие

художники

Главная » Полезная информация » Художники владимирской земли

Другие

статьи

Мир Николая Владимирова. Художник с Никологалейской. Владимирская Школа Пейзажной Живописи Ким Николаевич Бри­тов (ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ХУДОЖНИКЕ) Pассказ о великом Владимирском живописце Владимире Юкине. Владимирский живописец Юкин. История владимирской школы живописи. Ким Бритов: «В каком красивом мире мы живем!» Живописец Ким Бритов Интервью с Председателем Владимирской организации Союза художников России, Черноглазовым И.А. Ким Бритов: "Подвиг разведчика" О Подольских художниках Художники владимирской земли Духовное пространство и птичьи хороводы на рассвете. Юрий ШАТАЛОВ, соб. корр. Владимир.

Художники владимирской земли


Традиция объединения художников в творческие организации родилась еще в XIX веке. С 1870 по 1923 год просуществовало самое крупное и известное в России "Товарищество передвижных художественных выставок", основанное в Петербурге художниками-реалистами И.Н.Крамским, Г.Р.Мясоедовым, Н.Н.Ге и В.Р.Перовым. Вокруг него собрались очень крупные мастера демократического направления искусства: И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Е.Маковский, В.Д.Поленов, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, В.М.Васнецов, И.И.Левитан, А.И.Куинджи и другие.

В конце XIX века было создано художественное объединение "Мир искусства" (1898-1924), отвергавшее как академизм, так и критический реализм и стремившееся к "чистому искусству". Почти одновременно существовал "Союз русских художников" (1903-1923) и многие другие организации и группировки.

Особенно пестрой была художественная жизнь в 1920-е годы. После революции большая часть передвижников вошла в "Ассоциацию художников революционной России" (АХРР). Социальное переустройство общества затронуло творческие судьбы многих художников. Тяжелая жизнь в столицах, бессодержательность нарождавшегося в искусстве авангарда заставляли одних уезжать за границу, а других - перебираться в провинцию в поисках живой действительности и художественной правды. Вокруг талантливых мастеров на периферии начинали складываться свои небольшие художественные центры, жившие напряженной творческой жизнью.

Еще до революции в своем родном Муроме "осел" академик живописи Иван Семенович Куликов (1875- 1941). Это был талантливый бытописатель и портретист, до конца жизни оставшийся верным лучшим реалистическим традициям русского искусства. Блестящее художественное образование, полученное И.С.Куликовым в Петербургской Академии художеств в мастерской И.Б.Репина, позволило ему организовать в городе в 1918 году рисовальную школу и заниматься с любителями искусства. Он был учителем и другом муромских художников, щедро делился с ними своим опытом и знаниями. Из его школы начался путь в профессиональное искусство таких известных муромских художников, как А.Н.Морозов и В.В.Серов. Здесь же, в Муроме, впервые пробудился интерес к живописи у М.К.Левина и С.И.Чиркова, никогда не порывавших связей с родным краем.

По инициативе И.С.Куликова в Муроме регулярно стали проводиться художественные выставки, на которых его ученики показывали свой творческий рост. До начала войны было проведено восемь художественных выставок, показавших блестящие результаты школы И.С.Куликова. Много работал в эти годы и сам И.С.Куликов. Особенно плодотворным было его портретное искусство. В 1923 году он участвовал на Выставке произведений петроградских художников всех направлений за пять лет (1918-1923). В 1926 году И.С.Куликов организовал в Муроме свою персональную выставку, на которой были представлены его лучшие произведения, в том числе написанные и до революции. А в 1927-1929 годах он ежегодно участвует на выставках Общества художников имени И.Е.Репина в Москве.

Другим интересным центром художественной жизни становится после революции Владимир. Во Владимире самый глубокий след оставил Дмитрий Иванович Рохлин (1877-1947). Он был уроженцем Гороховецкого уезда Владимирской губернии. Его учителями в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве, которое он закончил в 1903 году, были известные художники С.В.Иванов и К.А.Коровин. В 1923 году, будучи уже сложившимся мастером, Д.И.Рохлин переезжает из Витебска во Владимир и начинает преподавательскую деятельность в педагогическом техникуме, где вел курс рисования. Позднее, совместно с П.Г.Зиновьевым, учеником К.А.Коровина и А.Е.Архипова, он организует во Владимире художественную студию. В ней собираются все любители изобразительного искусства, устраиваются городские художественные выставки. Будучи прекрасным рисовальщиком и талантливым акварелистом, много работая в пейзаже, Д.И.Рохлин учил не только основам изобразительной грамоты, но и умению передавать в произведениях тонкое настроение, видеть в природе богатство лирических проявлений. Вскоре в студии стал работать талантливый педагог М.М.Сахаров, выпускник художественной школы барона Штиглица в Петербурге.

После революции свое «художественное гнездо» стало формироваться в Коврове. В 1925 году сюда на педагогическую работу приезжает Сергей Михайлович Чесноков (1890-1965), уроженец прославленного села Холуй, сын иконописца, он окончил вначале холуйскую "Мастерскую попечительства о русской иконописи", а затем, в 1914 году, Казанскую художественную школу, где учился у талантливых педагогов и живописцев Н.И.Фешина и П.П.Бенькова, учеников И.Е.Репина. Одаренный от природы, получив прекрасное художественное образование, много и упорно работая, он быстро творчески вырос в крупного профессионального мастера жанровых полотен, портрета и пейзажа. Организовав в городе художественную школу, С М.Чесноков привлек к себе не только начинающую молодежь, но и профессиональных художников. Его сподвижниками стали В.Л.Зевакин и П.Я.Куликов. Вместе они организовывали городские художественные выставки, активно участвовали на выставках в других городах.

Крупным центром художественных ремесел продолжала оставаться Мстера. После революции иконописцы оказались в очень тяжелом положении. Иконы стали ненужными и не находили сбыта. Возвратились домой из московских иконописных и реставрационных мастерских многие талантливые художники. Мастера упорно искали выход из тупика, активно занимались поисками новых путей развития традиционного искусства.

В 1923 году бывшие иконописцы А.И.Брягин, А.Ф.Котягин, А.Н.Куликов, Н.П.Клыков, А.М.Меркурьев, Ф.М.Антоновский, Г.Т.Дмитриев и В.Е.Юрин организовали артель "Древнерусская народная живопись", начав расписывать деревянные изделия по примеру мастеров Хохломы, а затем осваивать технику лаковой миниатюры на папье-маше, получившую распространение до революции в подмосковном Федоскине. У истоков миниатюрной живописи стоял Николай Прокофьевич Клыков (1861-1944), которым в 1928 году были проведены первые опыты по освоению нового вида художественных изделий. В 1931 году мастера организовали артель "Пролетарское искусство", в котором наладили производство лаковых шкатулок, коробочек, ларцов, бисерниц, игольниц с тонкой миниатюрной живописью.

Новое направление получило и вышивальное искусство Мстеры. В 1923 году была организована строчевышивальная артель имени Н.К.Крупской, в которой развилась традиционная вышивка белой и цветной гладью на хлопчатобумажных тканях, украшались скатерти, дорожки, полотенца, занавеси, диванные подушки, платки, панно.

В 1920-е годы Мстера продолжала оставаться центром художественного образования. Еще до революции здесь работала иконописная школа, находившаяся в ведении "Комитета попечительства о русской иконописи". В ней хорошо было поставлено преподавание рисунка и композиции, которое вел академик И.А.Шмелев. С 1918 по 1923 год директором вновь организованной художественно-промышленной школы был Федор Александрович Модоров (1890-1967), уроженец Мстеры, талантливый живописец и педагог. В Москве он посещал студию известного художника Ф.И.Рерберга, затем обучался в Казанской художественной школе у Н.И.Фешина и П.П.Бенькона, а после закончил Петербургскую Академию художеств, занимаясь в мастерской В.Е.Маковского.

В 1920 году во Мстеру на постоянное жительство приезжает художник-пейзажист Константин Иванович Мазин (1974-1947). Свое художественное образование он получил в Казанской художественной школе, а затем в Петербургской Академии художеств, в пейзажной мастерской профессора А.А.Киселева, которую закончил в 1906 году. Окрестности Мстеры и Вязников были любимыми местами художника. Много занимаясь педагогической работой в художественно-промышленной школе, К.И. Мазин приобщал своих учеников к пониманию сути русской природы, ее многообразия и цветового богатства. Эта способствовало развитию у будущих художников обостренного чувства тонкого настроения и красочности пейзажа. Из школы К.И.Мазина вышли впоследствии многие известные профессиональные мастера лаковой миниатюры и пейзажной живописи.

В первые послереволюционные годы в силу хозяйственной разрухи в стране наблюдался спад и в стеклоделии. Из 26 заводов в губернии работал только один - Гусевский хрустальный завод. На мастера пытались сохранить художественный уровень продукции из стекла и хрусталя, ориентируясь, в основном, на дореволюционный прейскурант. На заводе не было профессиональных художников, но продолжали работать потомственные мастера-алмазчики Н.Ф.Чихачев, Д.П.Зубанов, А.И.Лебедев, Н.К.Кулешов, а также мастера глубокого травления и гравировки А.И.Лямин, И.В.»пинар, А,И.Мышов, М.Н.Травкин, С.В.Травкин. Лишь в 1939 году на заводе появился первый профессиональный художник - Г.Г.Егоров.

В том же году в стране был существенно пересмотрен ассортимент выпускаемых стеклянных изделий. Художник активно включился в поиск новых современных форм вещей и их декоративного решения и, в первую очередь, в переосмысление техники алмазной грани. В 1936 году на заводе учеником живописного цеха начал свой творческий путь Е.И.Рогов, ставший впоследствии ведущим художником прославленного центра русского стеклоделия. Большую роль в становлении творческих кадров для завода стал играть Гусевский хрустальный техникум, в котором была подготовлена целая плеяда мастеров-алмазчиков и гравировщиков.

В 1932 году в стране был создан единый Союз советских художников. С множественностью творческих объединений и группировок было покончено. В республиках, краях и областях создавались местные отделения Союза. В художественную практику активно внедрялся метод "социалистического реализма", К этому времени территория бывшей Владимирской губернии административно расчленилась и вошла в состав двух областей - Горьковской и Ивановской. Муромские художники территориально оказались в Горьковской области, а владимирские, ковровские и мстерские - в Ивановской. Но все художественные центры продолжали вести большую творческую и выставочную деятельность. Помимо городских, художники стали принимать активное участие в областных и центральных выставках. Областные выставки в Горьком и Иванове регулярно стали организовываться с 1933 года.

В 1935 году на Горьковской областной художественной выставке несколько произведений показал И.С.Куликов, в 1937 году впервые в ней участвовал А.В.Морозов, а в 1939 - А.В.Морозов и В.В.Серов.

С 1933 по 1940 год в Иванове было организовано четыре областные художественные выставки. В них активное участие принимали А.И.Брягин, Н.П.Клыков, А.Ф.Котягин, К.И.Мазин, Ф.А.Модоров, И.Н.Морозов, В.Ф.Наумов, В.Н.Овчинников, И.А.Серебряков, И.А.Фомичев и Е.В.Юрин из Мстеры; Д.И.Рохлин и М.М.Сахаров из Владимира; В.Л.Зевакин и С М.Чесноков из Коврова.

Заметный творческий рост владимирских художников отмечался активным участием их в выставках в Москве. В 1936 году И.С.Куликов показывал свои новые произведения на Первой выставке работ художников пяти областей РСФСР, а в 1940 - на Выставке произведений художников периферии, где вместе с ним участвовали К.И.Мазин из Мстеры, С.М.Чесноков из Коврова и В.В.Серов из Мурома. В том же году в Москве проходила Выставка художников старшего поколения РСФСР, участниками которой стали И.С.Куликов и К.И.Мазин.

Уже в 1933 году художники Мстеры приняли активное участие в выставке "Русские художественные лаки" в Москве, а 1936 году - в Иванове, вместе с мастерами Палеха и Холуя.

С большим успехом они демонстрировали свои изделия на Юбилейной выставке народного творчества в Москве в 1937 году. Здесь были представлены все ведущие мастера артели "Пролетарское искусство". В 1937 и 1939 годах мстерские художники успешно показывали свои изделия на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке, где были отмечены медалями и дипломами.

В 1938 году свою первую персональную выставку во Владимире и Иванове организовал Д.И.Рохлин, представивший 146 жанровых, пейзажных и графических произведений. Выставка была приурочена к 35-летию его творческой деятельности. Она стала крупным событием в художественной жизни не только области, но и республики. Творчество художника получило высокую оценку известных советских критиков А.И.Замошкина, М.П.Сокольникова, К.А.Ситник.

В предвоенные годы на Владимирской земле сформировался большой коллектив творчески работающих и постоянно растущих профессиональных художников. Многие из них стали членами Союза советских художников. Первым вступил в организацию в год ее основания в 1932 году И.Н.Морозов из Мстеры; в 1934 году - В.Л.Зевакин и С.М.Чесноков из Коврова, А.В.Морозов из Мурома; в 1935 году - В.Д.Бороздин и И.А.Серебряков из Мстеры.

В 1940 году в организацию влился большой коллектив. В члены Союза были приняты мстерские художники Ф.Н,Антоновский, А.И.Брягин, Н.П.Клыков, В.И.Корсаков, А.Ф.Котягин, К.И.Мазин, В.Н.Овчинников, И.А.Фомичев, Ф.Г.Шилов, Е.В.Юрин, а также Д.И.Рохлин и В.П.Гладышев из Владимира и В.В.Серов из Мурома.

Начавшаяся Великая Отечественная война надолго прервала мирный созидательный труд художников. Лишь в 1944 году коллектив владимирских художников пополнился новыми членами Союза. Ими стали миниатюристы из Мстеры В.Ф.Голышев, Е.Н.Зонина, И.Н.Клыков, В.С.Корсакова, В.М.Кротов и М.К.Петрова (Дмитриева). Тем самым был отмечен большой напряженный творческий труд художников Мстеры в годы войны, когда историческая тематика и героические образы их произведений стали необычайно созвучны подвигам советских воинов, защищавших свое Отечество. Этому предшествовала большая областная выставка "Искусство Палеха, Мстеры, Холуя", проходившая в Иванове в том же году.

К окончанию войны в большом творческом коллективе владимирцев было уже 26 членов Союза советских художников. Но пока это не была самостоятельная организация. Мастера территориально и административно были разъединены.

Вопрос о создании во Владимире самостоятельной творческой организации Союза советских художников встал сразу же после образования 14 августа 1944 года Владимирской области. Уже 20 сентября во Владимире состоялось собрание работников изобразительного искусства. На нем "с целью создания областной организации Союза художников" была избрана инициативная группа в составе В.П.Гладышева, А.А.Лебедева, Д.И.Рохлина и В.А.Фильберта. Организационный съезд состоялся во Владимире 8-9 июня 1945 года. От центрального Союза советских художников на нем присутствовали художник Ф.А.Модоров и искусствовед М.П.Сокольников, который выступил с анализом выставки. На съезде было избрано правление Владимирского областного Союза советских художников, в состав которого вошли В.П.Гладышев, А.П.Калмыков, Д.И.Рохлин, И.С.Суслов, Н.П.Сычев, А.П.Шепелюк и Ф.Г.Шилов. Председателем правления стал проживающий в это время во Владимире известный московский живописец А.П.Шепелюк, а ответственным секретарем - В.П.Гладышев.

К съезду была приурочена Первая областная выставка художников и мастеров народных художественных ремесел, которая открылась 25 мая. Она экспонировалась в залах Владимирского областного краеведческого музея. Здесь участвовали 56 художников, которые показали 278 произведений живописи, графики, скульптуры, лаковой миниатюры, художественного стекла и вышивки.

Среди ее участников было 13 членов Союза советских художников: В.П.Гладышев, Н.П.Клыков, А.Ф.Котягин, К.И.Мазин, В.Н.Овчинников, Д.И.Рохлин, М.М.Сахаров, В.А.Фильберт, И,А.Фомичев, С.М.Чесноков, А.П.Шепелюк, Е.В.Юрин. К открытию выставки был издан каталог со вступительной статьей профессора Н.П.Сычева.

Почти одновременно с областной в 1945 году открылась выставка "Русские художественные лаки", в которой приняла участие большая группа мстерских художников. Владимирская организация активно вливалась в художественную жизнь страны. В первый же год ряды владимирской организации Союза советских художников пополнились новыми членами.

Ими стали П.И.Воронцов, И.А.Гуськов, Ф.Н.Захаров, А.П.Калмыков, А.А.Лебедев, В.И.Маркелов из Владимира, П.Я.Куликов из Коврова и четыре художника из Мстеры: миниатюристы А.М.Меркурьев, Е.В.Морозова, М.Д.Немова и вышивальщица Т.М.Шульпина. В следующем году в Союз были приняты художники С.С.Преображенский и Ф.А.Модоров из Владимира и Н.И.Антоновский из Мстеры. Коллектив организации рос быстро.

К 1947 году в ее составе было уже 42 художника, имевших большой творческий опыт. Мирный созидательный труд вдохновлял мастеров изобразительного искусства на глубокие раздумья и обобщения, на решение новых художественных задач и поиск свежих изобразительных средств. С большим энтузиазмом готовились к очередным областным выставкам. Они проводились регулярно, каждый год. В конце 1946-начале 1947 года экспонировалась Вторая, в 1947 - Третья юбилейная художественная выставка, посвященная 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

В том же году проводилась персональная выставка крупнейшего художника владимирской организации Д.И.Рохлина, приуроченная к его семидесятилетию. Особенностью первых лет жизни творческого Союза стало активное участие в его работе группы московских деятелей культуры, репрессированных в разные годы и оказавшихся во Владимире. Среди них были известный искусствовед, профессор Н.П.Сычев, художники В.А.Аврех, Ф.Н.Захаров, С.С.Преображенский, М.В.Мыслина, архитекторы В.П.Киевский и М.И.Красильников. Они во многом способствовали организации владимирского Союза и его выставок, сами постоянно участвовали в них вплоть до наступления "хрущевской оттепели", когда было разрешено вернуться в Москву.

Постановления партии и правительства, принятые в конце 1940-х годов и направленные против так называемого "космополитизма" и "формализма" в литературе и искусстве, оставили негативный след. Не обошел стороной этот процесс и владимирскую организацию. Из членов Союза был исключен В.А.Фильберт.

Выставки проходили строгий контроль партийных органов. Официально назначаемые цензоры не допускали к экспонированию "неблагонадежные" произведения, отобранные выставкомом. На выставках все большее место занимали тематические полотна, в которых на первый план выступали холодная парадность, надуманность композиций и нарочитость образов. Они оттесняли произведения других жанров, не оставляя места поискам новых форм и глубокой содержательности произведений.

Картины все больше заполняла серая однотонная живопись. Они были отмечены однообразием и незначительностью тематики, унификацией чрезмерно патетизированных напыщенных образов, строго лимитированным арсеналом художественных средств. Все это диктовалось канонами "социалистического реализма", который стал тормозить развитие искусства, вносить в него застой, пагубно отражаясь на судьбе художников. Сказывалось и то, что к концу сороковых годов ушли самые крупные мастера первого поколения.

Уже не было И.С.Куликова в Муроме, А.И.Врягина, Н.П.Клыкова, А.Ф.Котягина, К.И.Мазина во Мстере, Д.И.Рохлина во Владимире. Жизнью организации в эти тяжелые для творчества годы руководили А.П.Калмыков (1946-1947), В.П.Гладышев (1947-1949), А.П.Гришин (1949-1952). Но в организацию вливались новые силы. Подлинно творческая атмосфера, наблюдавшаяся в уже сложившихся художественных центрах области, накопленный там под руководством мастеров старшего поколения большой практический опыт, хорошо поставленное еще до войны художественное образование дали к началу пятидесятых годов ощутимые результаты.

В стремлении догнать упущенное время упорно учились искусству бывшие фронтовики. В конце сороковых годов появляются первые творческие работы Н.И.Шишакова из Мстеры, который окончил вначале Мстерскую художественную профтехшколу, а затем Ивановское художественное училище..На Четвертой областной художественной выставке, проходившей в 1948 году, впервые показали свои работы И.К.Балакин из Мстеры и К.Н.Бритов из Владимира, только что вступившие в творческую жизнь. И.Балакин учился во Мстере у И.А.Серебрякова, а К.Бритов - у С.М.Чеснокова в Коврове.

После этой выставки К.Н.Бритов был принят в 1949 году кандидатом в члены Союза художников. В следующем году впервые свои работы показал В.Я.Юкин из Мстеры. Шкатулки И.К.Балакина, жанровые этюды К.Н.Бритова, тематические полотна В.Я.Юкина выглядели свежо, по-новому. Их произведения сразу обратили на себя внимание зрителя и художественной критики.

С 1950 года В.Я.Юкин, а с 1952 - К.Бритов становятся постоянными участниками республиканских выставок в Москве, где они активно начинают выступать с пейзажами. Это был большой успех для владимирской организации. На рубеже сороковых-пятидесятых годов в творческую жизнь области активно включилась молодежь, пытливо и жадно учившаяся у старшего поколения.

В это время в изостудии Областного дома народного творчества у профессора Н.П.Сычева занимались К.Бритов, В.Кокурин. Во Владимирском художественно-ремесленном училище у известных художников Ф.Н.Захарова, В.И.Маркеллова, Ф.А.Модорова, С.С.Преображенского, М.М.Сахарова закончили обучение Л.Елисеев, Ю.Жаров, фронтовик Н.Мокров, В.Потехин, А.Смирнов, В.Смирнов, А.Шаталов.

В 1950 году художником Гусевского хрустального завода становится фронтовик Е.И.Рогов, начавший работать на нем еще до войны. В это время в Союз были приняты участники войны Н.М.Виноградов (1950), И.И.Марков и В.Я.Юкин (1952).

Практически до начала шестидесятых годов вступления в Союз новых членов не было. Шел естественный процесс творческого обновления организации. Старейшие мастера подводили итог большому и сложному этапу в развитии Владимирской организации Союза.

Одна за другой во Владимире прошли персональные выставки Ф.Н.Захарова и В.И.Маркелова (1955), В.Л.Зевакина и С.М.Чеснокова (1957), а также посмертные И.С.Куликова и Д.И.Рохлина (1959). Замечательные традиции реалистического искусства, завещанные этим художникам великими русскими мастерами XIX столетия, передавались новому поколению, которому необходимо было не только накопление творческого опыта, но и глубокое переосмысление современного жизненного материала. Выставка работ молодых художников Владимирской области, проходившая в 1956 году, открыла не только новые имена, но и новые аспекты в художественном мировидении.

В жанре много работал И.Марков, бывший с 1952 по 1956 годы председателем правления Союза. Все сильнее начинал звучать пейзаж. В работах К.Бритова и В.Юкина, а затем В.Кокурина все больше анализировался и синтезировался величайший художественный опыт живописи Левитана, Юона, Рылова, Грабаря. Настроение и цвет все больше волновали их.

Новые ориентиры и пристрастия, поиски собственного почерка еще более определились у молодых художников на юбилейных выставках, посвященных 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции (1957) и 850-летию города Владимира (1958). Активно стали выступать Е.Золотов, А.Кувин, В.Кувин, Н.Модоров, Н.Мокров, Н.Никифоров, В.Потехин, В.Саврасов, В.Скворцов, А.Шаталов, Н.Шерышев из Владимира. Продолжал много и творчески работать над тематическими полотнами и портретами В.Серов, а в пейзаже - В.Левин из Мурома.

С начала пятидесятых годов на областных и республиканских выставках наряду с крупнейшими мастерами лаковой миниатюры Мстеры начинает активно проявлять себя целая плеяда талантливых художников нового поколения, творчески сформировавшаяся уже в военное или послевоенное время. В произведениях И.Валакина, Л.Демидовой, Н.Дмитриева, Д.Дмитриевой (Петровой), Е.Зониной, В.Корсакова, В.Корсаковой, Н.Любомудровой, Н.Наумова, М.Немовой, В.Старковой исторические, сказочные, былинные и песенные мотивы продолжали сохранять традиционную привлекательность, все более дополняясь современной тематикой.

Шел напряженный творческий поиск новых декоративных форм и орнаментальных средств, обогащался и развивался сложившийся еще в тридцатые годы художественный стиль мстерской лаковой миниатюры. Особенно заметен стал этот процесс в конце пятидесятых годов, когда в миниатюре начали активно и плодотворно работать Н.Шишакова и Л.Фомичев.

В эти же годы все более определяется художественный облик изделий из стекла Гусь-Хрустального. Помимо московских художников А.Липской, Н.Матушевской и Н.Тарковской, в творческую работу активно включился Е.Рогов.

Доскональное знание технологии производства изделий из стекла и хрусталя позволили ему очень быстро приблизиться к органическому соединению формы и декора и одновременно отойти от внешнего украшательства. Вазы, представленные Е.Роговым впервые на Республиканской выставке произведений народного прикладного искусства и художественной промышленности РСФСР в Москве в 1952 году, свидетельствовали о глубоком претворении им традиций народного декоративного искусства. К концу пятидесятых годов Е.Рогов был уже ведущим художником Гусь-Хрустального, заложив творческую базу для создания здесь нового художественного стиля изделий.

Конец пятидесятых годов стал для Владимирской организации Союза в полном смысле переломным. В разных направлениях творческой деятельности намечался крутой поворот к решению крупных художественных задач, поставленных жизнью. Перед организацией открывался новый этап ее развития.

Уже в пятидесятые годы основным жанром живописи стал пейзаж. Он рождался трудно. Его осознание шло через освобождение от "тематизма", от той явной и мнимой содержательности больших сюжетных полотен, которые определили творчество ведущих художников тридцатых- сороковых годов. Даже родоначальники нового направления в пейзаже К.Н.Бритов и В.Я.Юкин начинали в сороковых годах с тематических картин и портретов, посвященных войне. Это было для них пережитым и близким, а потому пронизано большим чувством. Но это все же было данью времени, а не проявлением наклонностей своей души. А последнее рождалось в общении с замечательными мастерами пейзажа К.И.Мазиным и С.М Чесноковым, через которых Бритов и Юкин начали не только познавать тайны творений великих русских пейзажистов XIX века, но глубже и тоньше чувствовать красоту и характер родной владимирской земли. Это заложило фундамент для дальнейшего творческого поиска в пейзаже.

Начатые индивидуально каждым изыскания вскоре объединили Бритова и Юкина. Они много пишут в окрестностях. Мстеры, обсуждают сделанное, анализируют. Их внимание все больше привлекает творчество Ф.А.Васильева, А.К.Саврасова, И.ИЛевитана, М.В.Нестерова.. Через этих мастеров шло постижение проникновенной лирики русского пейзажа, наполненного одухотворенными человеческими чувствами. Картины писались ими в нежной цветовой гамме, дающей богатство тонов и переходов одного состояния природы в другое. Мягкая палитра способствовала передаче спокойного и созерцательного элегического настроя, сдержанного, но глубокого по эмоциональной окраске. До середины пятидесятых годов шел напряженный процесс познания богатейшего художественного опыта прошлого, который постепенно вырисовывал собственный путь в пейзаже.

Поиск и эксперимент заметно усилились к концу пятидесятых. В это время к Бритову и Юкину присоединяется владимирец Валерий Кокурин, затем - Николай Мокров. А в 1959 году В.Я.Юкин переезжает во Владимир из Мстеры. Во Владимире окончательно складывается их творческое содружество, давшее жизнь замечательному явлению в русском пейзаже. К этому времени у художников уже четко определились свои художественные пристрастия. Они увлеченно изучают пейзажи Л.В.Туржанского, П.И.Петровичева, И.Э.Грабаря, К.Ф.Юона, А.А.Рылова, А.И.Куинджи.

Их интересует мажорность пейзажа, его праздничная цветовая гамма, звучность красок. Они открывают для себя целый мир непознанных художественных средств, способных до глубины души взволновать человека и довести его до восторга перед открывающейся красотой русской природы.

Бритов неистово занимается цветом, поисками фактурного письма, светоносностью красок. Юкина волнует состояние природы, непосредственность переживаемых при этом чувств. Кокурин, будучи прирожденным колористом, пытается понять и передать красочное состояние природы и ее свето-воздушной среды.

Темами картин становятся владимирские деревеньки, небольшие районные городки, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески – все то, чем полна тихая провинциальная жизнь, за которой скрывается могучий пласт народной культуры, сохранившей сваю яркую самобытность и питающей современность незамутненным источником вечной красоты. О том, что во Владимире появилась своя самостоятельная школа живописи, специалисты заговорили в 1960 году, когда все три художника показали свои работы на Первой республиканской выставке "Советская Россия,".

Общность их эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода, при всей индивидуальности манер каждого их них, позвонили говорить об устойчивой целостности нового направления в пейзаже. С тех пор владимирский пейзаж постоянно развивается и обогащается новыми достижениями. На его основе выросла целая плеяда мастеров, своим творчеством подтвердивших жизненность и серьезность начатого поиска новой выразительности пейзажа.

Это В.Егоров, В.Калинин, А Кувин, В.Кувин, МЛевин, Н.Модоров, Н.Мокров, В.Телегин, Е.Телегин, В.Титов и другие. Стоит вспомнить, что писалось и говорилось в те годы а рожденном во Владимире пейзаже и его особенностях. Одним из первых отозвался Платон Павлов. Он писал: "Поиски цветовой яркости потребовали от художников решения некоторых специфических живописно-декоративных задач. Работа "открытыми" тонами прежде всего отражается на живописной передаче пространства. В этих случаях простое ослабление цветовой насыщенности путем размывки или разбеленности тонов на дальних планах может нарушить необходимое единство цветового решения.

Поэтому в картинах владимирцев нередко задние планы не менее интенсивны по цвету, чем передние, однако качественна цветовой фон, которым они написаны, таков, что у зрителя не исчезает впечатление пространства. Художники достигают этого путем особенно точного подбора и сочетания цветовых тонов. Такая живописная система влечет за собой необходимость особым образом строить композицию.

Не случайно у владимирских художников главный узел, центр композиции - какое-либо здание или дерево - часто являются и наиболее интенсивными по цвету. Но особенно важную роль в их полотнах играет цветовой ритм. Художники не боятся повторять пятна одного и того же тона, развертывая их на полотне. Характернейшим приемом владимирских пейзажистов является использование высокого горизонта и высокой точки зрения.

Этот прием усиливает декоративность. Небо в полотнах обычно занимает самое скромное место: оно либо проглядывает где-то между домами, либо изображается в виде узкой полоски под верхней планкой рам. Порой его вообще нет. Зато земля напоминает цветистый ковер. Деревья, дома, улицы иногда расположены как бы ярусами. Что касается техники, та живопись, чаще пастозная, отличается у владимирских художников энергичным, широким мазком". Успех и творческий рост владимирских пейзажистов закреплялись с каждым новым показом картин.

В 1970 году они выступили в Москве с отдельной групповой выставкой. участвовали В.Я.Юкин, К.Н.Вритов, В.Г.Кокурин, Н..В.Мокров, Н.Н..Модоров и В С.Егоров. Показывали работы прошлых лет. В этой связи художественный критик Ю.Нехорошев отмечал, что "полотна обращают на себя внимание подчеркнутой яркостью красок, взятых, что называется, "в полную силу'"... Подобное понимание принципа декоративности, свойственное народному творчеству, присуще и лучшим произведениям владимирских живописцев... Подчеркнута грубая фактура холстов, специальный "шершавый" грунт, используемый владимирцами, создают дополнительный декоративный эффект. Локальные цветовые пятна как бы дробятся на холсте, что способствует оптическому смешению цветов, заставляет их "вибрировать".

Подобные "импрессионистические" приемы наложения красок можно встретить у К.Коровина, И Грабаря и других русских живописцев. Следует отметить, что владимирцы форсируют этот прием, что… для их пейзажей стало достаточно органичным"". Высокую оценку владимирской живописи давали так же Е.Костина (1962), О.Воронова (1968), И.Порто (197О), Е.Можуховская (1970).

Но было и глухое непонимание, и даже неприятие. Еще в 1964 году на страницах журнала "Художник" в статье "Во власти штампа" искусствовед Т.Нордштейн обвинила владимирских художников в "отходе от многообразия мира", в "стандартности" и "трафаретности" подхода к изображению природы, а в целом - к "сужению творческого горизонта". Официальную точку зрения высказал в то время председатель правления Союза художников РСФСР Г.М.Коржев на творческой конференции, посвященной обсуждению итогов зональной и республиканской выставок 1970 года, посвященых 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. "Вот уже в течение нескольких лет, - заявил он, - с легкой руки некоторых искусствоведов сначала полушутливо, а последнее время совсем серьезно и без кавычек утвердилось такое название, как "владимирская школа" в живописи... Повышенный интерес к их живописной манере, слишком скорая популярность, которую им помогли приобрести некоторые наши печатные органы, привели владимирских художников, к сожалению, не к новым открытиям, а к топтанию на месте, к бесконечному пережевыванию одних и тех же мотивов. Из истории искусства мы знаем, что художественные школы всегда возникали на прочном основании серьезной художественной программы, что они обогащали традиции, утверждали новые принципы во имя все большего приближения к правде жизни. В так называемой владимирской "школе", на наш взгляд, происходит нечто противоположное".

Принципы нового искусства приходилось отстаивать в долгих дискуссиях и упорным творчеством - созданием все более совершенных полотен. Семидесятые годы стали временем полной реабилитации владимирской живописи и закрепления ее эстетической концепции. В Москве выходит монография О.Вороновой "Владимирские пейзажисты" (1973, второе издание - 1987), которая подытожила многолетний художественный опыт живописцев, показала значительность их вклада в развитие русского национального пейзажа.

Пришло, наконец, время восторженного признания и всемирной известности. Так обычно и бывает с крупными художественными явлениями в искусстве. Вспомним импрессионизм и постимпрессионизм во Франции, "Голубую розу" или "Бубновый валет" в России. После периода обобщений художественная критика попыталась определить и творческое лицо каждого из ведущих мастеров школы. Это происходит, в основном, в восьмидесятых, когда многие из них обрели уже зрелость, а пейзажная школа Владимира в полную силу проявила свою самобытность и жизнеспособность.

В 1980 году издательство "Художник РСФСР" выпускает альбом репродукций произведений В.Я.Юкина со вступительной статьей Н.Шамардиной и В.Арофикина, в 1985 году в том же издательстве выходит монография В.Десятникова о К.Н.Бритове, а в 1988 журнал "Искусство" публикует творческий портрет В.Г.Кокурина, написанный В.Басмановым.

Сегодня лучшие произведения родоначальников и ведущих мастеров владимирской школы пейзажа хранятся в центральных художественных собраниях России - в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге, а также в целом ряде зарубежных и отечественных музеев. Их слава давно перешагнула границы России. Все это является свидетельством признания их таланта и мастерства, которым они щедро делятся со своими учениками.

Преемственность и обновление традиций - характерная особенность владимирской школы пейзажа. Она открыта для постоянных поисков, а потому в ней всегда есть место для дальнейшего развития ее творческого метода. Об этом красноречиво говорит творчество Е.Телегина и В.Телегина. Талантливые живописцы проявили себя тонкими лириками. Работая в совершенно иной цветовой манере, используя приглушенные, изысканные серебристо-жемчужные тона, они показали новые, неожиданные возможности владимирского пейзажа - нежного, элегически просветленного, утонченного.

Недавняя безвременная кончина Евгения Телегина, с которым связывались большие надежды владимирской школы пейзажа, -невосполнимая утрата для владимирской живописи. Можно, пожалуй, сказать, что ни один из живописцев организации, как старшего, так и молодого поколения, не прошел мимо живительных влияний владимирской школы.

Отсюда и то многообразие индивидуальных художественных почерков, которым было отмечено талантливое творчество таких самобытных мастеров, как Н.Абрамов, Н.Баранчук, С.Бахвалов, В.Дынников, Ю.Жаров, Е.Золотов, О.Измайлов, А.Комаров, А.Кувин, В.Кувин, Н.Курников, Ю.Лобачев, Н.Луговская, В.Мелешенков, Е.Редько, В.Севостьянов, М.Семенов, И.Такташов, В.Титов, Т.Тюменцева, В.Федянов, А.Харченко, Н.Шерышев, И.Юдин. Все более ярко проявляется дарование молодых живописцев - Н.Бритовой, О.Модорова, А.Тихонова, В.Фомюка.

На протяжении почти сорока лет владимирская живопись продолжает оставаться ведущим направлением среди других видов искусства, что свидетельствует о ее больших потенциальных возможностях. И закономерно, что творческую жизнь организации в разные годы возглавляли самые талантливые живописцы: К.Н.Бритов (1956-1965), Л.А.Фомичев (1976-1979), В.Я.Юкин (1965- 1971; 1979-1985), Н.Н.Модоров (1971-1976), Е.П.Телегин (1992-1995).

Определенное "разностилье" живописи и ее жанровая широта последних лет, возможно, будут размывать прочно сложившееся русло того единого стиля, в котором продолжают работать основоположники владимирской школы пейзажа. Но в этом заложены и предпосылки рождения новых художественных исканий и возможного сложения новых стилевых направлений во владимирской живописи.

Автор статей А. И. Скворцов,
кандидат искусствоведения,
член Союза художников России,
Заслуженный деятель искусств. 

Перейти на главную страницу // Вернуться к статьям