Художники

Владимирской школы

Другие

художники

Главная » Новости галереи » Жить красотой не умеем?

Жить красотой не умеем?

20.07.2011


Удивительно, но факт: на выставки в областном центре в основном ходят сами художники и их родственники. Владимирских мастеров живописи и скульптуры больше знают и ценят в Москве или за рубежом, чем на малой родине. У нас скорее придут на «привозное» или модное, разрекламированное.

Наши художники по большому счету неизвестны широким массам населения. Предпочтение отдается семейным походам в магазин, а не по вернисажам. «Пока не ходите на выставки – не поймете, что вам это нужно. Идите, – предлагает член Союза художников Наталья Павлихина. – Не надо бояться, что вы чего-то не понимаете. Художники, может быть, и сами не всегда все понимают. Но если вещь написана с душой, это можно почувствовать. Если вы этого не ощутили, вероятно, не совпали внутренние настроения. Всегда можно найти художника, который будет «вашим». Удовлетворение, какое дает искусство, не заменит материальная сторона жизни. Наверное, это сравнимо с общением с близкими, любимыми людьми».

Параллельные прямые

Не так давно во Владимире проходила персональная выставка заслуженного художника России Нелли Баранчук. Ее, казалось бы, простые работы – натюрморты и цветы – собрали столько зрителей, что в жарко натопленном зале было душно. «Подходишь к такой работе — от цветов будто волна свежего воздуха идет. Такой восторг! – Делится впечатлениями художник-керамист Наталья Павлихина. – Надо ценить эти моменты, потому что настоящих мастеров становится все меньше и меньше». Мэтры уходят. Владимир Юкин, Ким Бритов… Остался один из родоначальников владимирской школы живописи – Валерий Кокурин. Ушли из жизни скульпторы Юрий Колов и Георгий Лаптев. Многие работы владимирских художников разбрелись по частным зарубежным коллекциям, некоторые остались в фондах музеев, но увидеть их становится все сложнее.

Вопрос, почему владимирцы так неохотно ходят на выставки, наверное, можно отнести к разряду вечных. «Есть понятие городских традиций. Сравните Владимир и Петербург, – предлагает искусствовед Надежда Севастьянова. – Коренных владимирцев, живущих здесь в четвертом поколении и дольше, осталось менее 5 процентов. Основная масса – это те, кто приехал после войны из сел работать на заводы. Воспитание традиций начинается с семьи. Горожане в первом поколении крепко держат связь с родными местами, в выходные, летом едут в деревню, на дачу. У нас никогда и не было традиции посещать выставки, коренная часть населения положение не исправит».

Увы, но зрители и творцы часто идут параллельными дорогами. Даже студенты и преподаватели худграфа ВлГУ редко появляются в выставочных залах. Некоторое время назад молодые дизайнеры устроили в Центре изобразительного искусства свою выставку – и с тех пор пропали, а выставка, говорят, была замечательная.

В райцентрах художников любят

Наиболее активные посетители – пенсионеры и школьники. Третьеклассники в рамках курса краеведения для начальной школы знакомятся с владимирской школой живописи, учителя приводят их на экскурсии. Пенсионеры вообще люди по большей части активные и любознательные. Они еще помнят коллективные походы в театры и на экскурсии. Чиновники принимают приглашения на вернисаж не всегда и не на все. На самых именитых живописцев приходят, но после торжественного произнесения речей, как правило, торопятся по своим неотложным делам. Как тут не вспомнить одного из руководителей области эпохи застоя – большого любителя театра. Тогда хочешь не хочешь, весь аппарат дружно шел на премьеры. Жаль, что во Владимире среди новых функционеров нет страстного поклонника искусства.

О выставках регулярно оповещают баннеры, расположенные в самом центре города, у главного выставочного зала города – Центра изобразительного искусства. В среднем в месяц работники центра регистрируют три с половиной тысячи индивидуальных посещений, но бывают такие дни, когда за день зал посетят 3-5 человек. Народ больше любит бабочек, динозавров, восковые фигуры и самоцветы. Коммерческие вернисажи обставляют свое появление с помпой: реклама по всему городу, в СМИ. У Центра ИЗО возможности не те. Департамент культуры много денег на рекламу не дает. Работники центра проводят агитацию в школах, и тут все зависит от того, как сработают учителя, поведут ли класс на выставку, поговорят ли с родителями.

В районных центрах, напротив, художников ждут с нетерпением и искренне радуются их приезду. «Мы с живописцем Дмитрием Холиным в прошлом году сделали небольшой выставочный тур по области. Были в Коврове, Муроме, Кольчугине. Там так тепло встречают, такие отклики! – рассказывает керамист Наталья Павлихина. – В Ковров специально приезжали целые группы из Мстерского училища, чтобы посмотреть наши работы. Когда в художественной школе проходит выставка и ученики ходят и смотрят, какими они могут быть, – это здорово. Мы столько получили положительных эмоций от этого. Если во Владимире 200 человек за месяц на выставку пришло, то, например, в Кольчугине – две тысячи. Это большая разница. Настолько приятно там бывать! Во Владимире, как правило, выставка проходная. Ее обязательно нужно сделать, но не факт, что на нее придет зритель».

Этой ярмарки краски

В течение нескольких лет у Золотых ворот была ярмарка владимирских художников. Горожане воспринимали ее как привычный элемент городского пейзажа, мало замечая выставленные этюдники. Потом мастеров заменили перекупщики…

Кажется, уже прошло то время, когда мы с жадностью бросались на хлынувший в страну поток ширпотреба, но до сих пор в качестве аксессуаров для интерьера покупаем штамповку. Керамист Наталья Павлихина буквально огорошила, заявив, что поехала на гончарный фестиваль, чтобы купить себе хорошей гончарной керамики. В ответ на удивленный возглас печально улыбнулась: «Керамисты первыми купят друг у друга. Я не пойду в супермаркет за посудой, хочу пить чай из хорошей керамик и. На фестиваль приезжали дагестанские мастера, они без гончарного круга делают вещи тоньше и изящнее гончарных, всегда правильных и толстоватых. Ручная вещь – теплая, неровная, но от этого она становится еще теплее, из нее приятнее пить».

Конечно, украсить свой дом признанными произведениями искусства могут только обеспеченные люди. Не факт, что они испытывают безудержную тягу к прекрасному, просто для них это хорошее вложение денег. Начинают появляться фирмы, которые покупают для оформления офисов работы современных художников, считая, что это придает предприятию солидности. Население со средним достатком строит дачи, копит на поездку в Египет и по-прежнему довольствуется дешевенькими эстампами, которые вошли в моду в 60-е годы прошлого века.

И уж совсем редко возникает желание украсить свой дом произведениями владимирских графиков, живописцев, керамистов. Между тем их работы продаются в художественных салонах, и не так уж дорого. Москвичи, как всегда, оценили это первыми и специально приезжают во Владимир за работами наших мастеров. Нередки случаи, когда разыскивают художников на этюдах и скупают еще сырые картины. Тогда как во Владимире можно полгорода обойти, и ни у кого дома не увидеть настоящей картины или пусть небольшой, но греющей душу работы скульптора.

В этом году впервые за многие годы во Владимире пройдет выставка декоративно-прикладного искусства. Она намечена на конец апреля. Там будут лаковая миниатюра, иконы, суздальские эмали, гусевское стекло, текстиль, гобелены. Наталья Павлихина осваивает новый для себя пласт – глазурованную скульптуру. Рассказала по секрету, что во Владимире появился эмальер, и на выставке наверняка будет живопись по меди. Пройдут и другие, не менее интересные выставки, но научимся ли мы жить красотой?

Елена Щукина

© 2002—2011 Владимирская областная общественно-политическая газета «Призыв»
Главная | Коллектив | Полезное | Контакты

Перейти на главную страницу // Вернуться к новостям