Художники

Владимирской школы

Другие

художники

Главная » Новости галереи » Выставка «Россия ХI» в ЦДХ

Выставка «Россия ХI» в ЦДХ

27.01.2009


27 января 2009 г. в Центральном Доме Художника открылась Всероссийская художественная выставка «Россия ХI». Она продлится до 15 февраля и займет все залы ЦДХ.

Выставка «Россия ХI» — финальный этап крупнейшего проекта Союза художников России, в рамках которого в течение 2008 года во всех федеральных округах страны были проведены промежуточные масштабные выставки-смотры. В феврале была развернута выставка «Художники центральных областей России» в Ярославле, в мае — сентябре выставка «Большая Волга» работала сначала в Чебоксарах, затем в Самаре, в сентябре открылась обширная экспозиция «Сибирь» в Новосибирске, в октябре — «Дальний Восток» в Хабаровске, «Российский Север» в Великом Новгороде и «Юг России» в Сочи, в ноябре — выставка «Урал» в Челябинске, в декабре 2008 — январе 2009 — выставка «Москва» в столице России.

По материалам этих промежуточных межрегиональных (зональных) выставок подготовлена панорамная экспозиция «Россия ХI». Это самый масштабный художественно-выставочный проект в стране, родившийся в начале 1960-х годов на волне «хрущевской оттепели» и по сей день не утративший своей актуальности для регионов России. Именно традиционность является его стабилизирующей основой. И эта традиционность, некая отстраненность от предпочтений и концептов позволяет организаторам на протяжении многих лет объединять художников разных поколений и регионов страны.

Межрегиональные (зональные) выставки призваны представлять панораму искусства российских регионов за прошедшее пятилетие. Проект направлен на развитие искусства страны и ставит задачу — через сеть выставок в федеральных округах оказать поддержку художникам провинций, содействовать созданию крупных, значимых произведений и экспонированию их на выставочных площадках крупных городов и в столице России.

В церемонии открытия Всероссийской художественной выставки «Россия ХI» принимают участие представители руководства страны, крупнейшие деятели российского искусства, выдающиеся художники, искусствоведы, критики, арт-эксперты, руководители Союза художников России, Российской академии художеств, Научно-исследовательского института истории и теории изобразительного искусства, делегации художественной общественности республик, краев и областей Российской Федерации.

Источник: пресс-релиз ЦДХ
 
            
 

Грядущему съезду Союза художников наши творцы рапортуют масштабной выставкой «Россия XI», открывшейся в ЦДХ.

Отсчет всероссийских смотров нынешнее руководство Союза художников страны ведет с 1960-х годов, отчего и набегает цифра XI в заглавии выставки. Цель мероприятия – представить достижения национального изобразительного искусства за минувшую пятилетку. Финальной экспозиции предшествовала большая организационная и просветительская работа. Сначала своих лучших представителей делегировали отделения СХ на местах, затем по результатам на зональных выставках в регионах были отобраны участники московского шоу. Кто пешком, кто на оленях, кто на попутном автотранспорте – со всех концов необъятной страны потянулись в столицу достойнейшие авторы со своими произведениями. Руководство творческого союза с гордостью озвучивает цифры: в экспозиции задействованы 5835 различных опусов от 2816 художников. Живописцы, графики, скульпторы, керамисты, эмальеры, медальеры и прочие мастера искусств заняли всю кубатуру ЦДХ, от первого до последнего этажа. 

Титаническими усилиями реализованный проект должен продемонстрировать, что пациент скорее жив. А то отдельные недоброжелатели позволяют себе утверждать, будто проку от Союза художников России нет никакого. Чуть ли не упразднить предлагают это славное сообщество. Инсинуациям теперь дан решительный и однозначный ответ: СХ был и остается важным инструментом для сплочения художественных сил страны. Не беда, что канула в Лету государственная идеология и сверху перестали поступать руководящие указания. Может, еще и поступят. А пока художники по собственным рецептам научат зрителей, как надо родину любить. 

Если взглянуть на «Россию XI» поверхностно, не вникая в сюжеты, то может показаться, что все выглядит так же, как лет тридцать–сорок назад. Действительно, эстетика мало изменилась. Творцы старшего и среднего возраста, коих на выставке подавляющее большинство, экспериментами себя особо не утруждали – как приноровились в свое время писать, ваять, рисовать и выпиливать, так по сей день и продолжают. Но некоторые отличия от прежних всероссийских смотров все-таки заметны. Скажем, в советские времена доминировала тема созидательного труда, а сегодня преобладает тема ностальгической апатии. На глаза то и дело попадаются заброшенные деревеньки, бабушки на завалинках, похмельные мужички и сирые березки. Эх, Русь-матушка, и кто ж сгубил тебя, кто не посовестился... 

Но было бы опрометчиво упрекать художников в одном лишь критическом уклоне. Вера в духовное возрождение нации явственно ощущается на многих полотнах. Приведем для примера названия некоторых картин – «Причастие», «Венчание», «Троицын день», «Верую, Господи, и исповедую». Клерикальными мотивами выставка наполнена до такой степени, что все остальное воспринимается едва ли не в качестве довеска. Хотя, наверное, статистически это не так: если подсчитать пропорцию, то сюжетов без религиозных коннотаций окажется, пожалуй, больше. Однако эмоционально напирают именно те, что про веру и отечество. От их засилья буквально некуда деться. 

А еще художники любят изображать художников. Чаще всего самих себя, но и других тоже, конечно. Автопортреты в мастерской, чьи-то труды на пленэре, групповые сцены с участием коллег (как живых, так и покойных – вроде Рафаэля с Ван Гогом) – от этой задвинутости на цехе рождается чувство, что многие просто совсем не знают, что бы им нарисовать или вылепить. На выставке вообще хватает выморочных сюжетов, где присутствует что угодно, кроме ощущения жизни. Те немногие вещи, в которых такое ощущение присутствует (они, безусловно, есть – их не может не быть при подобном размахе экспозиции), теряются и тонут в общем потоке. 

Про кризис традиционного искусства все наслышаны – теперь можно разглядеть его в подробностях. А если кто верит, что выход из этого кризиса существует (вера, в принципе, естественная и многими разделяемая), тот вряд ли станет искать обнадеживающие тенденции именно здесь. Творческими поисками руководство Союза художников интересуется мало и продвигать «реформаторов» никуда не станет. Кто вписан в привычную систему, тех и предпочитают. В результате получается то, что получается. 

ТЕКСТ: ВЕЛИМИР МОЙСТ

Перейти на главную страницу // Вернуться к новостям