ВПЕЧАТЛЕНИЯ (ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ХУДОЖНИКЕ)
Самые ранние, а потому самые яркие и запомнившиеся чувства Кима Николаевича Бритова - человека, прошедшего по земле 75 лёт: первые ручьи среди пахнущего весною снега и акварельная копия школьного учителя с картины А.Саврасова "Грачи прилетели"; радостное ощущение жизни весной 45-го; картина И.Левитана "Март".
Наиболее яркие впечатления детства - весна. Пробуждение природы, темные проталины на пригорках, кораблики в первых ручьях, плотные, синие мартовские тени на снегу. Запах - особый, непередаваемый аромат первого солнца и весны, запах набухшего влагой снега вперемешку с оттаявшим конским навозом, прошлогодними листьями и травой, запах "отходящей" земли. И ощущения - ощущения непременного праздника. Или поистине потрясение, связанное с увиденной в такие весенние дни в школе, на перемене, незамысловатой акварели - копии саврасовских "Грачей", нарисованной учителем С.М. Чесноковым в стенной газете. Потрясение от узнавания своей Родины, и непохожей, и так знакомой на этой картине. Удивление, что так - узнаваемо, достоверно, реалистично, - можно отобразить увиденное.
Простой, обычный уголок обычной улочки с покосившимися заборами, перелесок на холме, извилистая небыстрая темноводная речка, раздолье русского поля. Всё такое пронзительно родное, знакомое... Пейзажи Родины... Пожалуй, именно эти впечатления сохраняются и поныне в весенних, да и не только этого времени года, пейзажах Мастера.
Весна сорок пятого... Уже не так много среди нас тех, кто знает тот год не понаслышке. Бритов встретил май 45-го года на немецкой земле. И полвека спустя, будучи в поездке в США, на вопрос: "А доводилось вам уже встречаться с нами, американцами?" - отвечал, чуть откинувшись: "Конечно... На Эльбе..."
Так вот именно тогда Ким Бритов ощутил - не почувствовал, но именно ощутил радость жизни. А вокруг весна, и вновь пробуждение соков земли, и не такой уж черной видится грязь под ногами, и зелень пробивающейся травы необычайно ярка, и солнце светит вроде не совсем так, как хотя бы взять вчерашнее... Весна, победная весна... Уже после войны, в народном тогда журнале "Огонек", увидел вдруг репродукцию И.Левитана "Март". И вновь впечатление от вроде бы когда-то виденного раньше, знакомого и родного пейзажа.
Наверное, одно из главных впечатлений российского зрителя, который смотрит на картины Кима Бритова, - это узнаваемость. Узнаваемость лесной поляны, кусочка улицы, церковки на пригорке, базара в небольшом городке, оврага с быстрыми ручьями... Узнаваемость Родины... То же и для зрителя "не нашего". Хотя и для него пейзажи как бы узнаваема. Кажется, именно так зарубежный ценитель пейзажа видит и воспринимает природу России - по её провинции. Бритов имеет возможность обобщать образы. Он многое повидал на своем веку: Европу сороковых, Советский Союз 50-80-х годов, страны дальнего зарубежья в 70-90-х. И для него родная земля не ограничивается одним селом или городом. Он по-прежнему много ездит по Владимирщине, бывает и в других регионах. И, конечно, как у всякого человека, есть у Бритова любимые места - областной Владимир и провинциальный Гороховец, перелески под Ковровом и Мстёрой.
Городские и природные пейзажи. Иногда - натюрморт, портрет. Бритов любит писать базары, ярмарки. Это разноцветье, шум и сутолока, несущиеся с полотен, навевают у зрителя воспоминания тридцати- и более летней давности, когда такой же гомон стоял на торговой площади Суздаля или "за рядами" в центре Владимира, да, наверное, и во всех городах и городках России. Ким работает быстро. Очень быстро и нетерпеливо, порой даже резко, неистово. Он вообще нетерпеливый человек, и, по-моему, у него часто проявляется своеобразный охотничий азарт - "схватить" увиденное, непременно запечатлеть именно первое чувство - цвета, формы. «А я вот так вижу!" - руки вразлёт, утверждающий кивок головы и сжатые губы.
Две недели не был в мастерской Кима Николаевича. На полу расставлены новые работы – более десятка полотен. И какие роскошные! -яркие, сочные, хотя на дворе промозглый тусклый ноябрь. Я приехал, заходи, посмотришь, чего "наболел", - это его первые слова в апреле после месячного пребывания в профилактории, в Пенкино. Мастерскую снова не узнать - три десятка этюдов (это он так называет - "этюды", хотя любой из них может составить гордость собрания для знающего коллекционера), пятнадцать новых больших пейзажей. - А это где, в Пенкино? - Да, там. - Так погоды-то не было. - А я по впечатлению... Недавнее признание Кима Николаевича: - Ты знаешь, у меня вот такое чувство, что я только начинаю работать... Какие-то новые, неизъяснимые впечатления жизни... Даже в местах, где ранее бывал часто, появились совсем новые для глаза состояния природы...
Любимые времена года Бритова весна и осень. Переломные моменты природы - зарождение жизни и ее замирание. Эти ежегодно повторяющиеся периоды вызывают творческий подъем у художника. Запечатлеть Рождение, зафиксировать Угасание. А чисто летних или зимних пейзажей у К. Бритова буквально единицы за весь более чем полувековой творческий путь. Наверное, в эти времена года он готовится к предстоящим "броскам" на полотно. Зная "слабость" Кима Николаевича к видам очаровательного Гороховца, предлагаю ему посмотреть фотографию города, снятого с высоты птичьего полёта. Даже не стал глядеть, обронив, как бы для себя, по пути к мольберту: "Сверху - для искусства неестественно" Любимые присказки: "Вот. И всё...", "Понимаешь, тут вот такое вот дело..." Да, эмоциональный. Да, порой резковат. И взгляд бывает колюч. Но всегда - человек искренний, не изменяющий себе, друзьям, не приспосабливающийся к кому-то или к чьему-то мнению, азартно отстаивающий свою точку зрения, свой взгляд на жизнь и её множественные проявления.
Исполненный в 1995 году С.Скуратовым фотопортрет Кима Николаевича Бритова, наверное, лучше всех передаёт личность Художника. Умный, с искоркой, проницательный взгляд из-под нависших бровей; чуть тронутый улыбкой уголок рта; в позе сидящего в кресле-качалке - спокойствие и уверенность человека, много знающего, многое повидавшего на своем веку и имеющего что сказать людям. У него есть и критики, а как же без них. И Бритов нормально, при всей своей горячности и нетерпимости, относится к ним: "Ну и пусть говорят. Пусть доказывают. Но - искусством своим... Вот тут и поспорим".
8 января Киму Николаевичу Бритову - 75. Думаю, трудно придется ему в этот день. При всей внешней приятности принимать многочисленные поздравления от друзей, знакомых, поклонников своего таланта, наверняка К. Бритов будет немного "не в своей тарелке", переминаясь, глядя себе под ноги и смущенно шебурша бороду. А чуть позже будет большой Праздник - персональная выставка замечательного русского мастера.
Источник: Матюшкин, М. Впечатления // Молва. – 2000. – 5 января.
Главная » Новости галереи » ИЗ АРХИВА: ВПЕЧАТЛЕНИЯ (ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ХУДОЖНИКЕ). КИМ БРИТОВ.
ИЗ АРХИВА: ВПЕЧАТЛЕНИЯ (ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ХУДОЖНИКЕ). КИМ БРИТОВ.
26.04.2012
Перейти на главную страницу // Вернуться к новостям