Художники

Владимирской школы

Другие

художники

Главная » Новости галереи » Владимирские художники-живописцы в национальном художественном музее Республики Беларусь.

Владимирские художники-живописцы в национальном художественном музее Республики Беларусь.

19.05.2010


Выставка нескольких владимирских художников из частных собраний представляет интересное явление русской живописи второй половины XX века.

Один из центров художественного образования, иконописи и народных промыслов Владимирского края – село Мстера – в начале и середине XX века обладало практически единственным учебным заведением, в котором стремилась учиться одаренная молодежь Владимира и его окрестностей и где начинали свой путь в искусстве признанные мастера и основоположники местной школы пейзажа: Владимир Юкин, Ким Бритов, Николай Модоров, Валерий Егоров, Владимир Телегин. После Великой Отечественной войны во Владимире было открыто областное художественно-ремесленное училище, готовившее реставраторов, где продолжили свое образование Николай Мокров и Владислав Потехин.
Владимирские художники опирались на глубокие традиции искусства своей земли. Икона, мстерская лаковая миниатюра, домотканый половичок, лоскутное одеяло, светящаяся киноварью владимирская гладь – вот истоки цветовой палитры, на которой строилась их эстетическая система. В основе ее – сплав народной культуры, идущей из глубины веков, и вершин русского пейзажа, занявшего к началу XX века достойное место в европейском художественном процессе.
Преемственность и обновление традиций – характерная особенность владимирской школы пейзажа. Можно, пожалуй, сказать, что ни один из живописцев Владимирской организации союза художников России, как старшего, так и молодого поколения, не прошел мимо живительных влияний владимирской школы. Отсюда и то многообразие индивидуальных художественных почерков, которым отмечено талантливое творчество таких самобытных мастеров, как К. Бритов, В. Юкин, В. Кокурин, В. Егоров, Н. Курников, Н. Модоров, С. Бахвалов, В. Дынников, Ю. Жаров, О. Измайлов, А. Кувин, В. Кувин, Ю. Лобачев, Н. Луговская, Е. Редько, В. Севостьянов, В. Федянов, А. Харченко и др. Все более ярко проявляется дарование молодых живописцев – Н. Бритовой, О. Модорова, В. Фомюка.
В 1950-е годы основным жанром живописи художников г. Владимира стал пейзаж. До середины пятидесятых годов шел напряженный процесс познания богатейшего художественного опыта прошлого, который постепенно вырисовывал собственный путь в пейзаже.
Темами картин становятся владимирские деревеньки, небольшие районные городки, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески – все то, чем полна тихая провинциальная жизнь, за которой скрывается могучий пласт народной культуры, сохранившей свою яркую самобытность и питающей современность незамутненным источником вечной красоты.
Владимирская пейзажная живопись – направление, прочно утвердившее себя в искусстве в 1970-е годы и в настоящее время вошедшее в сокровищницу подлинных достижений российской национальной школы. Впервые художники этого региона заявили о себе после прошедшей в Москве в 1960 году выставки «Советская Россия».
На фоне традиционного русского советского пейзажа 1960-х годов, отличавшегося преимущественно монохромным колоритом, живописная манера владимирцев – А. Лукина, Ю. Матушевского, Н. Мокрова, А Смирнова, В. Темплина, их стремление изображать неброские мотивы природы средней полосы России открытым цветом в начале 1960-х казались вызовом, выпадали из рамок устоявшегося стереотипа и совсем не вписывались в официальный эстетический канон.
Мастера владимирского пейзажа не сразу обрели свой необычный творческий почерк. В начале пути, в середине 1950-х годов, они работали в традиционном стиле социалистического реализма. Колорит картин был построен на сближенных тонах и следовал закономерностям пейзажной школы XIX столетия. Мягкая, жемчужная, бело-серебристая гамма живописи помогала создавать в произведениях лирическое настроение, отражать состояние светлой грусти, пробуждаемое тихой мелодией среднерусского пейзажа. Свободный от идеологии чистый пейзаж, в жанре которого работали владимирцы, был наиболее созвучен внутреннему протесту художников против официальных схем советской живописи тех лет.
К 1970-м годам узнаваемая манера живописи, общая для всех представителей владимирской школы, сформировалась окончательно. Пространство пейзажа у них, как правило, сведено к плоскости. Планы сближены, композиция предельно проста, линия горизонта в картинах сознательно завышена. Этот комплекс приемов дает основания говорить о близости их эстетики со стилевыми принципами ростово-суздальской иконописи… Письмо во владимирской живописи темпераментно, фактура отличается особой рельефностью. Совершенно уникальной находкой владимирцев является применение экспериментальных объемных грунтов, усиливающих декоративный эффект фактурного письма. Яркая, пастозная живопись по фактурному грунту, разная высота красочного рельефа в картине увеличивали живую трепетность изображаемого, усиливали контрастность цветовой гаммы.
Работы владимирских живописцев всегда эффектно выделяются на выставках своей новизной, свежестью, оригинальностью. Сегодня лучшие произведения родоначальников и ведущих мастеров владимирской школы пейзажа хранятся в центральных художественных собраниях России – в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее Санкт-Петербурга, а также в целом ряде зарубежных и отечественных музеев. Их слава давно перешагнула границы России.


Перейти на главную страницу // Вернуться к новостям