Художники

Владимирской школы

Другие

художники

Главная » Новости галереи » «Родные просторы» Государственный музей-заповедник «Царицыно»

«Родные просторы» Государственный музей-заповедник «Царицыно»

14.06.2010


9 июня в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» в залах Хлебного дома открылась выставка картин ведущих мастеров владимирской школы пейзажной живописи – «Родные просторы». На выставке «Родные просторы. Владимирские художники-живописцы в «Царицыно» представлено около девяноста картин двадцати профессиональных художников из Владимира, находящихся в частном собрании Елены Николаевны Ахулковой. Работы, исполненные в период с 1950-х годов до настоящего времени, позволяют познакомиться широкому зрителю с таким интересным явлением, как владимирская школа пейзажной живописи.

Самобытная школа пейзажной живописи появилась во Владимире в начале 1960-х годов. Специалисты заговорили об этом явлении, когда три художника – Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин – показали на Первой республиканской выставке «Советская Россия» свои произведения, результат творческих исканий и экспериментов.

В своих работах К.Бритов неистово изучал приемы фактурного письма, искал особый светоносный колорит, передающий настроение. В. Юкин стремился выразить чувства через состояние природы, В. Кокурина интересовала световоздушная среда, меняющая цвет и очертания предметов. Общность эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода при сохраняющейся индивидуальности манер позволили говорить о формировании новой школы в отечественной пейзажной живописи. Художники К.Бритов, В.Юкин и В.Кокурин стали её основоположниками.

Характерными особенностями «владимирской школы» живописи являются мажорность пейзажа, праздничный колорит. Использование ярких чистых красок, цветовая насыщенность и ритмичность, иногда плоскостность изображения и фактурность широких мазков, придают полотнам повышенную декоративность.
 
Основные темы картин художников-владимирцев – родные просторы: российские деревеньки, районные городки, базары, старинные улочки, поля и перелески – все то, чем привлекательна тихая провинциальная жизнь, скрывающая могучий пласт народной культуры. Многолетнее плодотворное развитие владимирской школы живописи способствовало появлению таких талантливых и самобытных мастеров, как С.Бахвалов, А.Кувин, В.Кувин, Н.Курников, Е.Редько, В.Севостьянов, В.Федянов, А. Харченко, помогло раскрыться дарованиям молодых живописцев – В.Фомюка и Д.Холина. Творчество А.Кувина поражает как большим выбором тем, так и широким диапазоном художественных приемов. Так полотно «Пора сенокоса», выполненное в 70-х годах прошлого века в реалистической манере, передает радость единения людей в совместном труде. Картина «Весна» погружает зрителя в мир тишины. «Улица в деревне» и «Весенний вечер» обращают зрителя к импрессионистическому видению мира. От картины «Под парусом» веет безмятежностью и счастьем. Близка ей по настроению решенная в той же цветовой гамме работа «На реке».

Ю.Матушевский представлен на выставке традиционными для владимирской школы живописи картинами шестидесятых годов ХХ века: «Собор», «На реке Трубеж», в которых архитектурный мотив становится символом национальной принадлежности. Произведения Н.Курникова шестидесятых – восьмидесятых годов ХХ века представлено монументальным полотном «Вид на Покровский монастырь» и своеобразными пейзажами-настроениями «Ковровский мотив» и «Ветреный день».

Эстетика цвета – вот то главное, что выделяет владимирских художников среди пейзажистов других школ. Именно цвет – ведущее выразительное средство в зимнем пейзаже Г.Качалова «Воскресное утро», в его же картине с говорящим названием «Сиреневое солнце», в работах С.Бахвалова «Голубой снег», В.Хамкова «Зимний пейзаж» и В.Боброва «Последний луч», позволяя создавать мажорное, оптимистическое настроение.

Хотя характерной чертой владимирской школы пейзажа всегда оставалась преемственность традиций, здесь всегда было место для поисков. Об этом красноречиво говорит манера Е.Телегина. Живописец проявил себя тонким лириком: используя приглушенные, изысканные серебристо-жемчужные тона, он показал новые, он создал образ природы владимирской земли – элегически просветленный, утонченный – в работах «Майские дожди» и «Майская пора».

В.Батаев в своих картинах «Весна во Владимире», «Осень во Владимире», «Дыхание весны» выступает продолжателем реалистических традиций второй половины XIX века. Невольно на память приходят «Московский дворик» В.Поленова, «Грачи прилетели» В.Саврасова.
В произведениях молодого художника Д.Холина звучат кустодиевские мотивы. Таковы его яркие работы «Вербное воскресенье», «Храмы Великого Устюга» с лазоревым сиянием неба и горящим золотом крестов на куполах храмов. Задорность и веселье русских ярмарок и праздников присутствуют в его полотнах «Вербное воскресенье», «Игра в «триста», отличающихся нарочитым примитивизмом и лубочной наивностью композиции. Совершенно по-иному талант Д.Холина открывается в южных пейзажах «Сочи. Южная жемчужина». «На вершине. Красная поляна в Сочи», «Абхазия. Озеро Рица», написанных широким сочным мазком. Эти картины словно излучают потоки цветовой энергии.

В последние годы владимирские художники расширяют жанровый диапазон, все более увлекаясь натюрмортом. К ряду этих работ относится мажорный натюрморт молодого мастера В.Фомюка «Летний стол» – картина, передающая ощущение летнего изобилия и счастья жизни, изливающихся через край полной чаши.

Разнообразие индивидуальных манер владимирских художников, жанровая широта, присущая им в последние годы, размывают сложившееся русло того единого стиля, в котором и сегодня продолжают работать основоположники владимирской школы пейзажа. Но в этих переменах, возможно, заложены благие предпосылки дальнейших художественных исканий, новых путей развития. Сегодня лучшие произведения живописцев владимирской школы, её ведущих мастеров, хранятся в центральных художественных собраниях России – Третьяковской галерее и Русском музее, а также в целом ряде других отечественных и зарубежных музеев и частных коллекций.

По материалам журнала «Русское искусство»

Перейти на главную страницу // Вернуться к новостям