Художники

Владимирской школы

Другие

художники

Главная » Новости галереи » Петр Дик «Диалог с пастелью» в Московском музее современного искусства

Петр Дик «Диалог с пастелью» в Московском музее современного искусства

19.02.2009


Петр Дик (1939–2002) принадлежит к числу наиболее известных российских графиков последней четверти ХХ века, чье творчество уже вошло в историю современного искусства. Произведения художника находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Владимиро-Суздальского историко-архитектурного художественного музея-заповедника, во многих других музеях России и в Баварском государственном фонде художественных коллекций в Мюнхене.

Картины могут многое рассказать о своем создателе - в них весь внутренний мир, все переживания и мечты художника, в них его мировоззрение. Взгляд на работы Петра Гергардовича Дика (1939-2002) невольно рождает ощущение, что жизнь его была нелегкой, и хочется узнать, какой же была судьба автора.

Петр Дик, русский художник с немецкими корнями, родился на Алтае в семье переселенцев. Детство стало для него не радостью, а тяжелым испытанием, ведь выпало оно на военные годы. В 1942 году умер от туберкулеза отец, мать еле сводила концы с концами. Этот период стал для П. Дика, пожалуй, самым сложным в жизни, самым трагичным, оставившим неизгладимый след в душе. "У меня была реакция отторжения на все окружающее, сильное сопротивление. Я ощущал фальшь, не мог поверить, что моих родителей выслали потому, что они сделали что-то плохое и мне должно быть стыдно за них и за то, что я немец". Мысль о несправедливости жизни стала лейтмотивом этого периода. Желание П. Дика поделиться с кем-нибудь этой мыслью долго оставалось нереализованным, в конце концов, найдя выражение в его произведениях, стиль которых современники прозвали избыточным драматизмом или даже глобальным трагизмом.

Путь к такому самовыражению был долог. Несмотря на то, что рисовать П. Дик начал еще в детстве, после окончания школы он был вынужден выполнять совсем не творческую работу грузчика, землекопа и помощника взрывника. Затем последовала учеба в двух художественных училищах - Свердловском имени И. Д. Шадра и Московском Высшем художественно-промышленном.

Творческий подъем П. Дика начался уже в другом городе, во Владимире, кладезе древнерусской культуры. Сюда художник переехал в 1960-х годах и здесь создал свое первое серьезное произведение - Центральный мемориал на Князь-Владимирском кладбище. Некоторое время П. Дик даже задумывалcя о том, чтобы продолжать работать в этом направлении, пока не открыл для себя мир пастели и угля. Необычность произведений художника в том, что, применяя распространенные материалы - пастель и уголь, он рисует часто не на простой, а на наждачной бумаге. Такая техника придает картинам элемент загадочности, недосказанности, цвета начинают мерцать и переливаться. При этом красочный слой сознательно не закреплялся, чтобы не нарушить его естественную бархатистую фактуру. В руках Дика возможности этой техники многократно расширились, а пастельный штрих испытал настоящее преображение. Пространственные построения у художника заведомо отвергают иллюзорную глубину, а ключевую роль в визуальном строе произведения играет цвет. Сокращаясь до минимума в ранних работах, а к концу 1990-х обретая исключительную яркость и полноту, колорит работ Петра Дика наглядно демонстрирует психологически обусловленную эволюцию его мировосприятия. Крупные красочные пятна и плоскости минимально взаимодействуют друг с другом – они выражают саму сущность цвета, возвышая его почти до символического звучания. Похожим образом работали с цветовой субстанцией древние иконописцы, и Петр Дик органично усвоил их опыт, будучи окружен благодатной владимиро-суздальской стариной.

Все произведения П. Дика можно условно разделить на два периода: первый - мрачный и трагичный, ставший результатом душевных мук и переживаний художника; второй - радостный и яркий, прошедший под девизом любви к человеку. Первый период пришелся на 1970-1990-е годы. В это время были созданы такие работы, как "Больная и доктор", "За игрой", "Выход". Именно после этого к П. Дику начала приходить слава. В 1977 году он был принят в члены Союза художников СССР. В 1991 году ему присвоили звание заслуженного художника России. С начала 1990-х годов одна за другой начинают открываться его персональные выставки в разных странах: в России, Великобритании, Италии и, конечно же, Германии, стране его предков, куда, в конце концов, уехал и сам художник.

Второй период творчества П. Дика пришелся на конец ХХ - начало XXI века. Автор словно переосмыслил отношение к жизни, оставил в прошлом все горести и страдания. "Когда мне стало ясно, что ненависть разъединяет, а любовь объединяет, потому что она открывает человека, мне стали понятны слова Александра Блока о том, что только влюбленный имеет право на звание человека. Только через способность любить может быть рождено созидательное начало..." Картины этого периода, такие, как "Дети", "Цирк", теряют мрачность и начинают излучать какой-то внутренний свет. Они словно заряжают добротой и оптимизмом.

Человек - вот основная тема всех произведений П. Дика, а точнее его внутренний мир, его связь с окружающим. "Мне важен человек, атмосфера мира, то есть, как мы справляемся с сегодняшними проблемами и какую ауру оставим после себя". Интересно, что в большинстве случаев люди на картинах П. Дика стоят спиной к зрителю. И, конечно, это не случайность. Художник таким приемом давал понять, что не важно, как именно изображен тот или иной персонаж. Нужно смотреть глубже, искать внимательнее, только тогда откроется настоящая красота человека, его внутренний мир, его душа. А изобразить душу - задача не из легких.

Большое влияние на творчество П. Дика оказало древнерусское искусство, а точнее иконопись, что особенно видно, например, в его картине "Юноша со свитком", напоминающей икону. "Нам так недостает того мирного духа, к которому были устремлены усилия древнерусских мастеров..."

Современники рассказывали, что художник был полностью поглощен своей работой. В момент творчества он забывал обо всем на свете. "Лист - это космос, это бесконечность. Как ты коснулся его, так он тебе и отвечает. Работа начинает жить какой-то внутренней жизнью, я заранее не знаю, чем она кончится. Все элементы начинают взаимодействовать друг с другом, возникает собственная стихия пространства, пластики, ритма, цвета".

П. Дик никогда не забывал о своей принадлежности к двум национальностям. Его произведения сегодня стали достоянием двух культур - русской и немецкой. Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), в музеях Владимира, Омска, Липецка, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Орла, Тулы, Тюмени, в коллекции редакции журнала «Наше Наследие» (Москва), в Государственном собрании картин Мюнхена (Германия), в резиденции Посла Германии (Москва), в частных собраниях России и за рубежом

(по материалам статьи Дарьи БАРАБАНОВОЙ и пресс релиза ММСИ) Избранные персональные выставки:

1992-1993 Москва; Лондон (Великобритания) 1994 Государственная Третьяковская галерея (Москва) 1995-1996 Эрланген (Германия); Больцано (Италия); музеи Омска, Новосибирска, Самары 1997 Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) 1998 Галерея «Les Oréades» (Москва) 1999 Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный художественный музей-заповедник; 2001 Галерея «Les Oréades» в рамках II Международной биеннале современной графики (Новосибирск) 2002 Центр современного искусства города Ворпсведе (Германия) Галерея «Les Oréades» (Москва) Историко-художественный музей (Нижний Новгород) 2003 Российско-немецкий дом (Москва) 2004 Музей-квартира И. И. Бродского (Санкт-Петербург) Проект «Вдвоем» в рамках Международного художественного салон «ЦДХ ?2004» (Москва) Художественный музей В. Ф. Сорокина (Липецк) Художественный музей «Либеров-центр» (Омск) 2005 «Вычитание случайностей. Пастели Петра Дика» (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва) 2006 Галерея Bernack (Ворпсведе, Германия) Галерея Dorfler (Эрланген, Германия) 2007 Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный художественный музей-заповедник. «Пастели Петра Дика» (Историко-художественный музей, Муром) «Петр Дик. Диалоги в пастели» (галерея «WEISS und HELLER», Гамбург, Германия) «Свет и музыка в пастелях Петра Дика» (Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург) 2008 Legge Haus (Текленбург, Германия) 

Перейти на главную страницу // Вернуться к новостям