Художники

Владимирской школы

Другие

художники

Главная » Новости галереи » Он был художником-трудоголиком.

Он был художником-трудоголиком.

20.07.2011


Термин "владимирский пейзаж", утвердившийся в XX веке, связан с творчеством группы владимирских живописцев, получивших широкое признание у своих коллег и искусствоведов.

Наряду с такими известными именами, как Владимир Юкин, Ким Бритов, Валерий Кокурин, Николай Мокров, Валерий Егоров, братья Телегины, удостоенных высоких званий народных и заслуженных художников России, свой заметный неповторимый мазок на общей картине владимирцев оставил и Альфред Смирнов. Конечно, его, смирновские, колоритные краски не так дотошно и въедливо исследованы признанными искусствоведами, как вышеперечисленных художников, но его творчество заслуживает внимания, ибо самостоятельно и самобытно, что позволяет считать его одним из цветов палитры владимирской школы живописи.

Меня с ним познакомил в 1980 году Валерий Кокурин.
 
- Альфред - настоящий художник, о нем стоит написать, -сказал один из основателей владимирского пейзажа, представляя мне только что принятого в профессиональный Союз художников РСФСР.

Я стал с Альфредом общаться, бывать в его мастерской, многое узнавая об этом скромном человеке, художнике-трудоголике.

Альфред Смирнов родился 18 марта 1935 года в Гусь-Хрустальном. На долю его поколения выпали тяготы военного лихолетья. У него рано умерла мать, и ему совсем еще мальчишкой пришлось взять на себя часть домашних забот. А именно вкалывать на грядках в огороде, колоть дрова, таскать ведра с водой. Ему часто приходилось, что, впрочем, он делал с большим удовольствием, ходить по грибы и ягоды, ибо это было общение с природой. Еще он любил слушать пение птиц, увлекался их ловлей... "Общение один на один с природой - это и есть творческий союз с ней", -так написал наш писатель-земляк Сергей Никитин. Возможно, то раннее общение с лесом, рекой, полем и лугом пробудило в душе первые творческие струнки. Альфред еще в детские годы полюбил рисование и после школы поступил во Владимирскую школу-студию, которой руководил тогда известный мэтр-искусствовед и художник Николай Петрович Сычев, отбывавший во Владимире ссылку. Вместе с Альфредом Смирновым в этой студии учились будущие признанные мастера кисти А.Потехин, Н.Мокров, Ю.Жаров, В.Смирнов, выдающийся реставратор-художник А.Некрасов и другие.

После окончания учебы Альфред несколько лет проработал в Москве, но не выдержал и в конце шестидесятых годов вернулся во Владимир, где стал общаться с художниками-профессионалами. Он сошелся с "однокашником" Николаем Мокровым и Валерием Егоровым. Они часто вместе ездили на пленэры. На его картонках и холстах появились улочки и церкви Суздаля, Гороховца, Мстеры, Торжка, Переславля-Залесского. Но особенно он любил писать с натуры природные пейзажи владимирских деревень и сел, старинные проулки Владимира.

Одна из таких работ - "Первый снег" - и позволила ему впервые в 1970 году появиться на областной выставке. Затем творчески удачные живописные картины: "Уголок старого Владимира" (1975), "Дыхание весны" (1976), "Деревня Петушиха" и "На "Академичке" (обе - 1979) и другие, получившие высокую оценку коллег, предоставили ему право получить желанное звание профессионального художника.

Его стал приглашать на совместные творческие поездки Ким Бритов, а это своеобразное признание дарования Альфреда. Выдающемуся конструктору цвета, каким был Ким Николаевич, требовалась постоянная подпитка незамутненного "смирновского" взгляда на природу и творчество.

Альфред Смирнов много путешествует с этюдником по русской земле. Итогом этих творческих поездок становятся его пейзажные "рассказы" о Байкале, Волге, Ангаре, Старой Ладоге, Башкирии, Тверской земле... Картины владимирского пейзажиста с интересом рассматривают посетители областных, республиканских, всесоюзных и международных вернисажей. Их привлекает пластичность мазка художника, его умение передать состояния природы в ее переходные периоды ("Первый снег", "Последний снежок", "Весенние березы"), поэтичность и изысканность картин ("Теплая зима", "Деревня Троица", "Первая зелень"), раскрывающие трепетную чуткую душу их творца. Все это могут почувствовать и любители искусства, посетившие его посмертную юбилейную выставку.

Опубликовано в 16.03.2010 2010 Владимирские ведомости
Николай ЛАЛАКИН.

Перейти на главную страницу // Вернуться к новостям