Художники

Владимирской школы

Другие

художники

Главная » Новости галереи » Наследники мастеров «Бубнового валета»

Наследники мастеров «Бубнового валета»

07.11.2008


Московский музей современного искусства открывает выставку произведений двух художников московской живописной школы — Григория Сретенского и Нины Стеньшинской, которые учились у ведущих мастеров «Бубнового валета» — Петра Кончаловского и Ильи Машкова.

Так сложилось, что наследие Сретенского и Стеньшинской оказалось менее известным и востребованным, чем работы их знаменитых наставников. Первая большая выставка Григория Сретенского состоялась только в 1962 году, а Нины Стеньшинской — в 1982 году. При этом показ картин Сретенского в Лондоне привлек всеобщее внимание, и многие вещи были приобретены для крупных собраний Европы и США. Вот почему сегодня крайне важно организовать полноценную музейную выставку в Москве — городе, с которым была связана вся жизнь художников. Не случайно площадкой для такого проекта стал именно Московский музей современного искусства, ведь ядро нашей коллекции составляют памятники русского авангарда, в том числе работы участников «Бубнового валета».

Свою творческую деятельность Григорий Сретенский и Нина Стеньшинская начали в 1920-е годы. Сретенский был одним из основателей общества «Бытие», созданного в 1922 году выпускниками и студентами ВХУТЕМАСа, а Нина Стеньшинская вошла в его состав в 1925 году. За годы своего существования общество организовало восемь выставок; на одной из них были представлены и работы мастеров старшего поколения — Петра Кончаловского, Александра Куприна, Александра Осмеркина. После распада общества судьбы его участников сложились по-разному, но Сретенский и Стеньшинская навсегда остались верными продолжателями московской живописной традиции.

Главными жанрами в творчестве Сретенского и Стеньшинской стали пейзаж и натюрморт — именно в них художники стремились воплотить свое восприятие феномена бытия. И хотя мастера также стали создавать тематические картины, но главной своей задачей они по-прежнему считали работу с натуры, выполняя множество подготовительных этюдов. Искусство Сретенского и Стеньшинской — камерное, но эффектное, основанное прежде всего на эмоциональной выразительности цвета. Здесь нет сложной символики и аллегорий, нет «хитрых» названий; это царство чистой визуальности, где даже в самом обычном мотиве можно передать вселенское значение мира.

Все произведения Сретенского и Стеньшинской, созданные в 1920е-1930е годы, погибли во время Великой Отечественной войны. О том, что они собой представляли, можно судить по нескольким черно-белым репродукциям, а также отзывам в прессе и архивным протоколам, зафиксировавшим обсуждения выставок того периода. Послевоенные работы художников сохранились благодаря усилиям их родственников и частных коллекционеров. Эти картины — убедительное свидетельство того, что всю свою жизнь Сретенский и Стеньшинская оставались преданными той художественной идее, которая возникла в начале XX века в рамках объединения «Бубновый валет».

Перейти на главную страницу // Вернуться к новостям