Художники

Владимирской школы

Другие

художники

Главная » Новости галереи » Картины, созданные сердцем

Картины, созданные сердцем

29.07.2010


Культура / 2 июня 2010 г. 10:13

Когда входишь на выставку Евгения Золотова в небольшой выставочный зал салона Союза художников в областном Центре изобразительного искусства, сразу понимаешь, что этой встречи ждал давно. Около его картин чувствуешь запах свежескошенного сена, прохладу вечерней реки, ощущаешь золотую осень, веришь его пушистому первому снегу и колючему морозному инею.

Евгений Золотов родился в 1925 году на владимирской земле - в селе Михайлова Сторона Суздальского района. Еще будучи мальчишкой, всей душой стремился к искусству. В 1940-м пошел учиться во Мстерскую художественную профтехшколу. Но с началом Великой Отечественной войны школа была закрыта, а 18-летний Евгений - призван в армию, направлен на фронт. Он воевал в пехоте рядовым стрелком, участвовал в форсировании Днепра, был ранен в бою, воевал в Польше. Войну закончил под Бреслау. А потом служил на территории Австрии, Чехословакии.

Всю войну в грудовом кармане гимнастерки бойца Золотова лежал блокнот и карандаш, и в свободную минуту, на привале, он рисовал портреты друзей-однополчан, виды европейских городов и деревень, по которым шла армия-освободительница.

Домой, в родной Владимир, Евгений Золотов вернулся только в мае 1949 года. Ему было 24 года. В яростных схватках с врагом, на пепелищах и пожарищах войны не ожесточилось сердце солдата: он думал о земле, за которую сражался, родные владимирские пейзажи жили в его душе. Прекрасной юношеской мечты заниматься искусством он не оставил. Руки, державшие винтовку, по окончании войны взяли кисть - в 1949 году Евгений начал посещать изостудию Дома народного творчества.

Деятельность этой изостудии была связана с именем Николая Сычева - русского ученого-реставратора, художника и искусствоведа, высланного во Владимир в годы сталинских репрессий. Помимо основной деятельности - изучения и реставрации архитектурных памятников, он вел занятия в изостудии Дома народного творчества, а с 1949 года - руководил изостудией при Союзе художников.

Кроме Сычева занятия в студии вели Вячеслав Филь-берт - искусствовед и художник, Михаил Красильников - архитектор. В студии преподавались рисунок, живопись, композиция, история искусства. По каждому из предметов был разработан четкий план занятий, рассчитанный на два года. По окончании обучения выдавался аттестат. Студию Сычева при Доме народного творчества после войны посещали ставшие в дальнейшем известными художниками Ким Бритов, Виктор Титов, Валерий Кокурин, Виктор Смирнов.

В том же 1949 году Евгений Золотов был принят в мастерские Художественного фонда РСФСР, где работал в должности художника-портретиста всю свою жизнь. Друзья-художники вспоминают, что так профессионально и качественно, как он, портреты сухой кистью писать не мог никто. Это был его конек, равных тут ему не было.

Но это производство. А для души всегда был пейзаж. Именно в пейзаже художник выражал свои эмоции и чувства. Он любил природу в самых разных ее проявлениях: чарующую своей скромной красотой и романтическую, когда она откровенно прекрасна.

С 1953 года художник-пейзажист Евгений Золотов - участник всех областных художественных выставок. И его реалистические, гармоничные, пронизанные мягким любованием пейзажи всегда находят отзыв в душе зрителя.

Не раз правлением Союза художников Золотов направлялся в Дом творчества «Академическая дача». Там живописцы совершенствуются, работая по нескольку месяцев под руководством ведущих российских мастеров изобразительного искусства. Владимирский художник Валерий Кокурин, не раз работавший «на Академичке» вместе с Золотовым, рассказывал, что руководители всегда ставили его в пример за работоспособность и большую любовь к своему делу. Да, его преданность пейзажу была поистине необыкновенна. Русский пейзаж - это настоящее чудо! Сколько о нем сказа но, сколько написано, и можно ли сказать о нем что-нибудь новое? А вот Евгений Золотов сказал, и сказал по-своему, с вдохновением и большой любовью.

«Не только кистью, но и умом, сердцем, честным отношением к любимому делу создается картина, - писал замечательный русский пейзажист Василий Мешков. - И что важно, переживания русских художников всегда глубоко человечны». Эти слова с полным основанием можно отнести к творчеству Евгения Золотова. Сам человек негромкий, обладающий тихим внутренним светом, он писал картины, исполненные неброской и тонкой красоты. Пейзажи его очень сдержанны - ничего лишнего, никаких броских эффектов. Художник предстает перед нами как большой знаток и тонкий ценитель родной природы.

Его работы, написанные в лучших традициях русского пейзажа, очень достоверны. Они вобрали в себя представление об окружающем мире, мудрое спокойствие, противопоставляемое русским человеком всем невзгодам судьбы.

Выставка, посвященная 85-летию со дня рождения Евгения Золотова, художника и солдата, открылась в дни празднования Великой Победы. Много усилий приложила к этому дочь художника Ольга. Сама живописец, она с большим трепетом и вниманием относится к творческому наследию отца. Сохраняя и представляя на выставках работы отца, она делает большое дело. Идет время, и по прошествии лет работы художника Евгения Золотова предстают в новом свете, приобретают новый смысл, на первый план выступает главное - их искренность и чистота, тонкая, пронизывающая все творчество мастера любовь к родной земле, к большому понятию - Отечество.

Надежда Севастьянова, искусствовед


Перейти на главную страницу // Вернуться к новостям