Художники

Владимирской школы

Другие

художники

Главная » Новости галереи » Франко Виола «Переосмысление природы»

Франко Виола «Переосмысление природы»

21.11.2008


Московский музей современного искусства открывает персональную выставку итальянского художника Франко Виола, признанного мастера пейзажной живописи. В проекте «Переосмысление природы» будут представлены экспрессивные ландшафты Виола, в которых нашли символическое воплощение первородные силы космоса и древняя философия четырех элементов.

Франко Виола родился в сицилийском городе Гаэта 12 марта 1953 года. В начале своей творческой карьеры он занимался преимущественно графикой. Во время частых прогулок в окрестностях города Франко зарисовывал элементы пейзажа, пытаясь почувствовать, осознать и отобразить сам дух природы — загадочный, как в поэзии Гете или в лирических картинах Пауля Клее.

Ранние работы акварелью и маслом уже продемонстрировали способность Виола сочетать реальный облик и внутренний дух пейзажа, наделяя его непостижимым чувственным началом. Художественные навыки Франко Виола осваивал параллельно с занятиями наукой и исследованиями в области астрономии и космонавтики. Это привнесло в его творчество холистический подход, направленный на анализ материальной действительности, а также обогатило образный ряд его живописи.

Творческий и концептуальный путь Франко Виола, основанный на анализе цветового и светового строения ландшафта, сформировался под влиянием таких художников североевропейского экспрессионизма, как Эмиль Нольде, Людвиг Кирхнер, Эдвард Мунк. Позднее в работах Виола стал явственно ощущаться художественный язык нью-йоркской школы абстрактного экспрессионизма. Так, в недавних картинах Франко Виола отразился возросший интерес к минимализму Барнета Ньюмана, лирической абстракции Марка Ротко и эстетической концепции Клиффорда Стила.

В начале 1990х годов критики и широкая публика высоко оценили творчество Франко Виола. После первой персональной выставки в Италии (1993) Виола был приглашен продемонстрировать свои работы в Вашингтоне. В том же году в Париже была издана его первая монография, за которой вскоре последовали еще восемь. Персональные выставки Франко Виола проходили также в Музее современного искусства города Варезе (2005) и в Венском Художественно-историческом музее (2006).

Амнон Барцель, куратор выставки «Переосмысление природы»:

Работы Франко Виола расширяют горизонт зрения и мыслей, заставляют прислушиваться к миру, который меняется у нас на глазах. Художественный язык Виола рождается из взаимодействия двух способов восприятия природы, кажущихся противоречивыми: прямого отображения природы и исследовательского опыта, основанного на анализе спутниковых фотографий нашей планеты.

В «телескопических» пейзажах Виола нет ни людей, ни построенных человеком сооружений. Однако эта природа настолько гармонично существует без людей, что, например, деревья кажутся одушевленными, будто они подражают человеческим эмоциям. Деревья становятся главными действующими лицами человеческой драмы, где чувства отражены в мельчайших движениях веток. Подобные приемы уже встречались нам в символизме Арнольда Беклина в конце XIX века, а затем в психологическом экспрессионизме Эдварда Мунка.

Акт создания картины у Франко Виола — это результат непрерывного творческого процесса, следующего за созерцанием природы и ее взаимосвязей с местом, временем, изменчивой человеческой натурой и развитием общества. Это процесс переосмысления природы в когнитивном и эмоциональном ключе. За годы творчества Франко Виола этот процесс привел его от непосредственного изучения природы через художественный язык экспрессионизма и абстрактного экспрессионизма к сложению уникальной манеры живописи. 

Перейти на главную страницу // Вернуться к новостям