
Франко Виола родился в сицилийском городе Гаэта 12 марта 1953 года. В начале своей творческой карьеры он занимался преимущественно графикой. Во время частых прогулок в окрестностях города Франко зарисовывал элементы пейзажа, пытаясь почувствовать, осознать и отобразить сам дух природы — загадочный, как в поэзии Гете или в лирических картинах Пауля Клее.
Ранние работы акварелью и маслом уже продемонстрировали способность Виола сочетать реальный облик и внутренний дух пейзажа, наделяя его непостижимым чувственным началом. Художественные навыки Франко Виола осваивал параллельно с занятиями наукой и исследованиями в области астрономии и космонавтики. Это привнесло в его творчество холистический подход, направленный на анализ материальной действительности, а также обогатило образный ряд его живописи.

В начале 1990х годов критики и широкая публика высоко оценили творчество Франко Виола. После первой персональной выставки в Италии (1993) Виола был приглашен продемонстрировать свои работы в Вашингтоне. В том же году в Париже была издана его первая монография, за которой вскоре последовали еще восемь. Персональные выставки Франко Виола проходили также в Музее современного искусства города Варезе (2005) и в Венском Художественно-историческом музее (2006).
Амнон Барцель, куратор выставки «Переосмысление природы»:

В «телескопических» пейзажах Виола нет ни людей, ни построенных человеком сооружений. Однако эта природа настолько гармонично существует без людей, что, например, деревья кажутся одушевленными, будто они подражают человеческим эмоциям. Деревья становятся главными действующими лицами человеческой драмы, где чувства отражены в мельчайших движениях веток. Подобные приемы уже встречались нам в символизме Арнольда Беклина в конце XIX века, а затем в психологическом экспрессионизме Эдварда Мунка.
Акт создания картины у Франко Виола — это результат непрерывного творческого процесса, следующего за созерцанием природы и ее взаимосвязей с местом, временем, изменчивой человеческой натурой и развитием общества. Это процесс переосмысления природы в когнитивном и эмоциональном ключе. За годы творчества Франко Виола этот процесс привел его от непосредственного изучения природы через художественный язык экспрессионизма и абстрактного экспрессионизма к сложению уникальной манеры живописи.