Художники

Владимирской школы

Другие

художники

Главная » Новости галереи » Дневник Искусствоведа КРАСКИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ: ВЛАДИМИРСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ. Ольга Чуворкина

Дневник Искусствоведа КРАСКИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ: ВЛАДИМИРСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ. Ольга Чуворкина

13.01.2016


 

Ослепительно-яркий снег, пронизанный розовыми прожилками, пересеченный синими тенями; горячие лучи солнца, заливающие землю сверкающим потоком, — такова основа множества пейзажей, созданных художниками Владимирской школы живописи.

Владимирское отделение Союза художников СССР открылось в 1945 году сразу после образования Владимирской области. Победоносный год, в котором свершилось это знаковое событие, возможно, и определил тот «победный марш», с которым прошли владимирские картины по России и миру.

Живописные победы дались не сразу: первым мастерам пришлось бороться сначала со сторонниками соцреализма, его холодной парадностью и идейной выдержанностью, а затем — с художниками андеграунда. 

В 1950х формируется ядро школы: Ким Бритов — ученик ковровского художника С.М. Чеснокова, Владимир Юкин из Мстеры. К концу -50х к ним присоединяется Валерий Кокурин, а чуть позже Николай Мокров. Так окончательно складывается творческое содружество владимирских живописцев, давшее жизнь «владимирской школе живописи».

В своих ландшафтных работах владимирские пейзажисты анализируют и перерабатывают опыт живописи великих предшественников — Левитана, Юона, Рылова, Грабаря. Нельзя забывать и о традициях самой Владимирской земли: фольклор и лубок, мстерская иконопись, вышивка золотой и белой гладью, лаковая миниатюра.

Художники начинают поиск новых выразительных средств и эксперименты с цветом. 

Эти поиски цветовой яркости требуют от художников решения некоторых специфических живописно-декоративных задач. Колорит звучит в полную силу, что достигается декоративностью тональных созвучий, основанных на противопоставлении контрастных цветов. 

Работа «открытыми» тонами, прежде всего, отражается на живописной передаче пространства. В этих случаях простое ослабление цветовой насыщенности путем размывки или разбеленности тонов на дальних планах может нарушить необходимое единство цветового решения. Поэтому в картинах владимирцев нередко задние планы не менее интенсивны по цвету, чем передние. Пространство пейзажа, как правило, сведено к плоскости, планы сближены. 

Такая живописная система влечет за собой необходимость особым образом строить композицию. Не случайно у владимирских художников главный узел, центр композиции — какое-либо здание или дерево — часто является и наиболее интенсивный по цвету. Особенно важную роль в их полотнах играет цветовой ритм. Художники не боятся повторять пятна одного и того же тона, развертывая их на полотне. 

Характернейшим приемом владимирских пейзажистов является использование высокого горизонта и высокой точки зрения. Этот прием усиливает монументальность и, одновременно, декоративность. Небо в полотнах обычно занимает самое скромное место: оно либо проглядывает где-то между домами, либо изображается в виде узкой полоски под верхней планкой рам. Порой его вообще нет. Зато земля напоминает цветистый ковер. Деревья, дома, улицы иногда расположены как бы ярусами. Что касается техники, это живопись чаще пастозная, отличается у владимирских художников энергичным, широким мазком.

Подчеркивается грубая фактура холстов, специальный «шершавый» грунт, используемый владимирцами, создает дополнительный декоративный эффект. Локальные цветовые пятна как бы дробятся на холсте, что способствует оптическому смешению цветов, заставляет их «вибрировать». Подобные почти «импрессионистические» приемы наложения красок можно встретить у К. Коровина, И. Грабаря и других русских живописцев. 

С момента своего формирования «школа» постоянно развивается и обогащается новыми достижениями. На ее основе выросла целая плеяда мастеров, своим творчеством подтвердивших жизненность и серьезность данного направления в искусстве. Это В. Егоров, А. Кувин, В. Кувин, Н. Модоров, Н. Мокров, В. Телегин и многие другие.

1970-е гг. становятся временем признания владимирской школы живописи не только в России, но и за границей. Выходят монографии, коллекционеры обращают свои взоры в сторону владимирских живописцев. 

Сегодня лучшие произведения родоначальников и ведущих мастеров владимирской школы пейзажа хранятся в центральных художественных собраниях России — в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге, а также в целом ряде зарубежных и отечественных музеев. Слава художников давно перешагнула границы России. Все это является свидетельством признания их таланта и мастерства, которым они щедро делятся со своими учениками. 

(по материалам www.syg.ma, 24 августа 2015) 

 
 

Перейти на главную страницу // Вернуться к новостям