Художники

Владимирской школы

Другие

художники

Главная » Новости галереи » Анатолий Кувин в Кадыеве

Анатолий Кувин в Кадыеве

03.11.2010


Кадыево, где я побывал в середине августа, затерялось среди лесов Мещёры, в пойме лениво текущей Клязьмы. Это деревушка в две дюжины домов. От нее в сторону реки, среди многочисленных её стариц, раскинулись поля, ныне почти не используемые. Они перемежаются поросшими лесом возвышенностями и оврагами, перелесками, дубовыми рощами, болотцами и лугами, поражающими своим разнотравьем и многоцветьем. На холмах моренного происхождения, защищающих от весенних паводков, расположен целый куст деревень -- Вал, Колокольницы, Арбузово (бывшее имение дворян Алябьевых),Устье. Разнообразие ландшафта издавна влекло к этим местам художников-пейзажистов. 

Более 40 лет проводит в Кадыеве весну, лето и осень художник А.И.Кувин. Не отдыхает -- без устали работает здесь. В простом деревянном доме у него мастерская. Кроме дома есть ещё банька, в которой я жил (это строение, объединяющее баню, гараж и комнату). Я видел, как создаются этюды и картины, подолгу беседовал с гостеприимным хозяином. Занимается живописью Кувин не каждый день. Он считает, что написать этюд, тем более картину, художник может лишь "созрев" для этого, лишь заблаговременно (изредка -- случайно, во время поездок по окрестностям) найдя место и мотив, всё обдумав и настроив себя на работу в нужном ключе. Только тогда живописный этюд будет законченным и выразительным, творческим -- а не механическим и бездумным копированием действительности. Только тогда он будет иметь самостоятельное художественное значение.

А.Кувин работал в различных жанрах, пока не пришел, благодаря жизни в Кадыеве, к своему призванию -- пейзажу. Пейзажи Кувина разнообразны. Помимо городских (старинные русские города) и сельских видов в его творчестве выделяется то, что можно назвать пейзажем историческим, пейзажем, в котором изображается природа, изменённая человеком и историей и несущая на себе память о них -- будь то плоскости полей, валы городищ, дороги, заброшенные деревни и памятники архитектуры. Природа в таких произведениях приобретает особую глубину и смысловую насыщенность. Интересно отметить, что у Кувина есть и "исторические" натюрморты, изображающие вещный мир, повествующий о былых временах и былых жизненных коллизиях. Названия их говорят сами за себя: "Бабушкин сундук", "Лучшей доярке", "Старое железо".

Сельский пейзаж Кувина историчен потому, что он изображает умирание русской деревни, неотрадные результаты бездумной политики временщиков. Обреченные на исчезновение так называемые "неперспективные" деревни российского Нечерноземья умирали медленно, изо всех сил сопротивлялись. Но по приказам сверху в них сначала закрывались школы, затем ликвидировались медпункты, а в магазинах купить можно было лишь водку и соль (хлеба не было). Затем закрыли и магазины. Так было и в Кадыеве. Население вынужденно мигрировало, и среди домов-развалюх оставались доживать свой век три или четыре старушки, которым уже некуда и не к кому было ехать. Необитаемые дома разрушаются быстро, и на картинах Кувина они запечатлены как страшное свидетельство этого времени – под хмурым, сеющим редкий дождик холодным небом, среди зарослей бурьяна и крапивы, с повалившимися заборами и столбами. Всё это увидел и изобразил с сердечной болью А.Кувин. Холсты его немы, но красноречивы.

В Кадыеве Кувин появился в 1970 году. Сам из крестьянской семьи, он знает жизнь деревни изнутри. Купил, даже не открывая висящего на запертой двери тяжелого замка и не входя внутрь, заброшенный дом. Сам его затем отремонтировал и привёл в порядок. С течением времени в Кадыеве и окрестных деревнях обосновались другие владимирские художники -- его брат В.Кувин, Е.Телегин, В.Кокурин, А.Бочкин, И.Такташов, В.Калинин.  Все оценили это место и неоднократно изображали местные виды. Последним по времени (1990 г.) в Кадыеве обосновался профессор художественно-графического факультета Владимирского педуниверситета график В.Рузин. К нему сюда стали приезжать для творческой работы художники из Германии и Франции. Особенно оценил Кадыево живущий на острове Бель-Иль французский живописец Д.Малле (D.Mallet), выполнивший здесь целую серию работ (картон, масло). Название деревни замелькало в каталогах и на выставочных этикетках. Кадыево заявило о себе в работах живописцев и графиков на международной арене. Для избалованных комфортом европейцев Кадыево -- это край земли, но почему-то ведущую в него асфальтовую дорогу (это, по сравнению с другими деревнями, счастливая случайность: дорогой обязаны жившему в Кадыеве второму заместителю секретаря Владимирского обкома) они воспринимают как нечто само собою разумеющееся.

Ныне Кадыево -- практически дачный посёлок, оживающий в тёплое время года и безлюдный зимой. Приезжающими издалека дачниками строятся новые дома и ремонтируются старые. Владения москвичей можно безошибочно узнать по высоким заборам -- явлению невиданному для здешних мест. Подлинная биография этих мест запечатлена на этюдах и картинах Кувина. Мне лично нравятся его кадыевские этюды цветущих трав вдоль дорог и тропинок, а также этюды уходящих вдаль холмистых полей с цветами на переднем плане (этот приём использован на картине Кувина "Куликово поле").

Сам художник выделяет в своём современном творчестве и считает интересными и перспективными пейзажи, изображающие ближайшую среду обитания -- свой участок, клумбу с цинниями у крыльца дома, за нею теплицу, за нею баньку, далее поля и деревья. Обращение Кувина в последние годы к пейзажам такого рода вызвано изменением окружающего ландшафта. Раньше Кадыево было сравнительно "культурным" (в сельскохозяйственном плане) -- поля были распаханы и засеяны рожью, паслись стада коров, дороги были разбиты постоянно проезжавшими тракторами и грузовиками. Теперь неиспользуемые поля зарастают лесом. Больше стало деревьев, уже не видно за ними колокольню в селе Устье, исчезли простор и дали, всё дичает. Изредка прибывают и убывают дачники на дорогих иномарках. Дважды в неделю тишину нарушают гудки -- это приезжает автолавка с продуктами. Иногда где-то надсадно воет электрорубанок -- это выравнивают брёвна для сруба. В хорошую погоду с вершины самого высокого холма на горизонте видна белая масса многоэтажных домов -- это новостройки, новый микрорайон Владимира. Вроде бы близко -- а глушь, Мещёра. Бобры, змеи. Богатейшая лепидопрерофауна. Из таких мест, как Кадыево, выплескиваются на столичные выставки подлинная живопись, подлинная жизнь русской глубинки.

По материалам форума артинвестмент.ру
Запись размещена 23.08.2009 в 15:10

Перейти на главную страницу // Вернуться к новостям