Ким Бритов... Это имя, наверное, знакомо каждому владимирцу, даже далекому от изобразительного искусства. Потому что на протяжении многих лет нельзя было пройти по центру города и не увидеть афишу "Выставка работ Кима Бритова"... Кажется, что картины его экспонировались всегда и афиши, приглашавшие на выставки, были такой же постоянной владимирской достопримечательностью, как Золотые ворота или монумент на Соборной площади.
... Ким рос в родной Собинке обыкновенным мальчишкой. Переезд семьи в Ковров стал роковым - по чьему-то навету как врагов народа арестовали родителей. Кима и сестру приютил живший во Владимире старший брат. Совсем юным парнишкой Ким освоил профессию токаря, работал электросварщиком. Как же трудно было выживать детям репрессированных, а тут еще и война... С 1942-го по 1945-й год Ким Бритов служил в артиллерийской разведке, прошел пол-Европы, был ранен.
Вернувшись домой инвалидом, Бритов решил заняться тем, что позволяло здоровье - рисованием. Памятуя уроки, полученные в ковровской школе № 2 у прекрасного педагога-художника С.Чеснокова, Ким поступил сразу на 3-й курс мстерской художественно-промышленной школы, потом посещал художественную студию профессора Н.Сычева во Владимире. Но по большому счету у Бритова не было специального образования - в мстерской профтехшколе он проучился год, а в списках изостудии вообще не значился. Но природные задатки и упорный труд помогали молодому человеку добиваться зримых результатов, его первые значимые работы появились на областной выставке во Владимире в 1948 г. Через 6 лет владимирца приняли в Союз советских художников. В 1957 г. наш земляк впервые участвовал во Всесоюзной художественной выставке в Москве. А 60-е годы ознаменовались в отечественном изобразительном искусстве становлением принципиально нового явления - владимирской школы пейзажной живописи: Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин, каждый по-своему, искали и находили новые методы и средства художественного отображения действительности. Их работы вызывали и активный интерес публики, и суровую оценку критиков - как так, они же не будни великих строек запечатлевают, не заводы и фабрики, а... пейзажи!
Так или иначе, владимирская школа живописи стала ярким явлением в современном искусстве и сформировала целую плеяду пейзажистов, избравших своей темой красоту родного края, и этой теме многие из них посвятили всю свою творческую жизнь. Уже будучи признанным художником, Ким Николаевич писал: "... наше направление в пейзаже своими корнями уходит в живопись реалистической школы. Но мы вносим в него условность русского лубка, отчасти миниатюры, декоративность национального орнамента и свое видение окружающего мира".
В 1975 г. состоялась первая персональная выставка Кима Бритова, три года спустя ему присуждается звание "Заслуженный художник РСФСР". Побывав во многих странах мира, Бритов привезенные оттуда впечатления выражал красками на холсте в присущей ему "владимирской манере" - яркой, солнечной, открытой и непременно жизнелюбивой.
В 1995 г. Бритов удостоен звания "Народный художник России". Через семь лет он первый из российских художников удостоился только что учрежденной Союзом российских художников премии имени великого русского живописца Исаака Левитана. К закату своей жизни Ким Николаевич подошел с Золотой медалью Академии Художеств России, Золотой Пушкинской медалью, званием Почетного гражданина г.Владимира. В 1997–2003 гг. Бритов преподавал на художественно-графическом факультете ВГПУ, имея научное звание "профессор". Как лауреат премии Российского профсоюза работников культуры, Ким Николаевич отмечен в Энциклопедии«Лучшие люди России» (2005).
Свое последнее интервью Бритов дал в октябре 2009 г. журналисту "Комсомольской правды". Рассказывал, что в долгой жизни его всё было - и критика убийственная, и исключение из Союза художников, но не было застоя, не было кризисов: работал всегда, просто горел. Вспомнил и про запись в книге отзывов на своей первой персональной выставке: «Спасибо художнику за то, что он открыл мир, который мы не замечали. В каком красивом мире мы живём!».
Ким Николаевич тогда, осенью и в начале зимы, уже тяжело болея, продолжал работать - за год написал полсотни новых картин и готовился к персональной выставке, приуроченной к своему 85-летию. Но как будто одна судьба у мастеров живописи - последняя персональная выставка проходит уже без них, становясь выставкой памяти. Так было с Н.Барановым, так было с В.Дынниковым, вот и Бритов умер за неделю до выставки и за 3 дня до своего юбилея - 5 января 2010 г. Последний день жизни он провел в мастерской, подписывая свои работы.
За 60 лет творческой деятельности Бритов написал около 3000 картин, участвовал более чем в 200 выставках. Картины владимирского живописца сегодня представлены в Третьяковке, Государственном Русском музее, Американской академии искусств, Ново-Мюнхенской картинной галерее и других известных галереях мира, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Во Владимире полотна знаменитого художника можно увидеть в Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Почитатели таланта Бритова высоко оценивают его мастерство: невозможно не восхищаться пейзажами, излучающими свет, буйство красок и радость, которой была наполнена душа художника. Он воспевал красоту владимирской земли, дарил зрителям тепло своего сердца.
В память о Бритове установлена мемориальная доска на доме № 7в по ул. Княгининская, где долгое время находилась мастерская художника. Похоронен художник на Аллее славы владимирского кладбища Улыбышево.
